Методические материалы, статьи

Нужна няня для ребенка

Как часто можно увидеть объявления «нужнаняня для ребенка», в которых перечисляются наиболее важные требования – прогулки, развивающие игры, кормление малыша. Кажется, с таким простым делом может справиться каждый. В реальности же каждый родитель преследует свои цели при найме специалиста или при обращении в агентства няни. Ведь большинство любящих пап и мам не только хотят обеспечить ребенку безопасность, пока сами отсутствуют на работе, но и помочь раскрыть его природные таланты. Что же может сделать начинающая няня для ребенка для повышения своих навыков в воспитании детей? Как оправдать ожидания его родителей?

Способность научить малыша новому не сводится к рассказам об устройстве компьютера или разучивании симфоний Шуберта и другим взрослым премудростям. Самым важным фактором при взрослении является качество общения ребенка с близкими взрослыми и степень его самостоятельности. Довольно часто родители и няни совершают ошибки в воспитании детей, которые сводятся к тому, что малышам не дают возможности высказать свое мнение, принять свое решение, взять за свое решение ответственность. Роковая ошибка многих родителей – то, что они слишком заняты, чтобы спросить своего сына или дочь об их истинном желании. Гораздо проще получается навязать свое мнение: без спроса записать в кружок, бесконечно что-то запрещать или отмахиваться от новых увлечений ребенка, тем самым полностью закрывая ему возможность сделать первый шаг.

При таком однобоком общении с малышом теряется важная составляющая его развития – это доверие между ребенком и родителем. А как уже говорилось, без прочных отношений и поддержки со стороны близких взрослых ребенок не может полноценно развиваться как личность. Для воспитания самосознания малышу важно помочь раскрыть свои дарования, посвятить время на подробное обсуждение его желаний в позитивном русле. Ощущая моральную поддержку, ребенок проще будет справляться и с учебой в школе, и с любыми жизненными задачами. Правильное внимательное отношение между родителями и детьми открывает возможности для творчества и стимулирует желание детей совершенствоваться.

Интересно, что именно таких волшебных изменений в жизни малыша зачастую ожидают родители при найме няни своему чаду. Им приятно осознавать, что нанимая специалиста по присмотру за своими детьми, они делают что-то полезное для них. Чтобы освоить секреты доверительного общения с детьми, начинающей няне не обязательно обкладываться кипой тематических изданий и психологических журналов. А в практике няни, как вы догадываетесь, не последнее место занимает само понимание роли взрослого в судьбе малыша.

Как поставить себя на место ребенка и понять, какая няня ему нужна? Попробуем вспомнить свое детство, самые счастливые моменты. Скорее всего, для многих это будут события, связанные с собственными первыми открытиями, играми, а также ситуации, когда нас неторопливо слушали и своим ответом еще больше пробуждали любознательность. Если посмотреть на эти события подробнее, то все они связаны с ощущением свободы действий – с одной стороны, и чувством доверия и защищенности – с другой. Если малыш боится взрослого, если чувствует, что от него что называется «отмахиваются» стандартными фразами, то его интерес к новому угасает, а вместе с ним снижается и авторитет близкого взрослого.

Казалось бы, что страшного в том, чтобы показывать детям свою власть, указывать им свое место и перекладывать их развитие на плечи сверстников и даже компьютеров? Ведь времени на отдых так мало, все силы уходят на то, чтобы обеспечить семье достойное существование. Да и начинающая няня может посчитать, что в ее обязанности не входит воспитание из подопечного будущего чемпиона или кандидата наук. Однако отсутствие эмпатии, то есть понимания и принятия чувств ребенка со стороны взрослых, имеет далеко идущие последствия. Дело в том, что предоставленный самому себе малыш не способен осознать свою личность и не сможет обрести уверенность в своих силах.

По многочисленным исследованиям российских и зарубежных психологов были выявлены три основные причины отклоняющегося поведения у детей и подростков (преступность, наркотическая зависимость, склонность к суециду), каждая из которых – что называется «родом из детства».

К этим причинам относятся:

1 – недостаток умственного развития и низкая способность прогнозировать последствия своего поведения;

2 – низкая способность мыслить самостоятельно (а потому повышенная внушаемость и подверженность мнению преступной группы);

3 – сниженная познавательная активность, «бедность» внутреннего мира ребенка.

Ребенок нуждается в создании такой обстановки, где бы все его вопросы, новые интересы находили живой отклик и поддержку. Однако ребенок – всего лишь ребенок, который действительно нуждается в рамках, ограничениях для его же блага и безопасности. Часто родители совершают ошибку, с излишком давая одно, но лишая другого. Так, известный психолог доктор А. Курпатов очень точно подметил существование 4 типов родительского поведения, разделив их по уровню родительского контроля (высокий и низкий) и отношениям с ребенком (теплые и холодные). Получились такие типы родителей, как

- «диктатор» - отличается склонностью ограничивать и контролировать ребенка, при этом относясь к нему холодно. Общение происходит в виде приказаний. Результатом становится угрюмость детей и либо их сильнейшая зависимость, либо полная неуправляемость. Поведение по типу «диктатор» и «демократ» дает самые отрицательные последствия при взрослении детей.

- «демократ» - родительский тип, склонный снимать с себя всякое беспокойство о контроле за детьми. Дети оказываются предоставлены сами себе, не знают, что такое дисциплина или забота. На свои ответы они получают лишь отмашки и просьбы оставить родителей в покое, ощущая холодное к себе отношение. Каждая их просьба к папе или маме вызывает у родителя напряженное выражение лица и заканчивается очередной тирадой о том, что они устали. По наблюдениям психолога, это довольно распространенный вариант в современных семьях, где оба родителя заняты карьерой. Результат – самое большое числоправонарушителей среди детей из таких семьях. Дети не познают рамок поведения, не знают, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

- «либерал» - это тип поведения родителя, склонного контролировать малыша слабо, но способного любить его безусловной любовью. Ребенку как бы говорят, что его любят всяким, а потому он может творить все, что хочет. Хотя в таких семьях есть шанс вырастить активного и разностороннего человека, все же остается реальная опасность отсутствия умения ребенка предъявлять требования к самому себе. Результат – агрессивное и импульсивное поведение, невозможность плодотворно действовать в группе.

- и наконец «авторитетный родитель». Самый удачный тип родительского поведения. Теплое отношение к малышу, неформальное общение и признание его права на собственные шаги умело сочетается с достаточно высоким уровнем контроля. Ребенок знает, что в случае опасности родитель возьмет его под свою защиту, чувствует доверие. Ребенок в такой семье находится как бы в окружении единомышленников, и у него нет потребности искать уважения среди преступной группы. Одновременно повышается адаптация малыша, способность отвечать за свои действия и ощущать уверенность в своих силах.

Что может няня ребенку сделать на практике, чтобы создать условия общения, приближенные к типу «авторитетного родителя»?

- практика работы тренером Дэвида Химери (олимпийского чемпиона и консультанта) показывает, что большинство вопросов, которые лучше задать детям следует начинать со слова «что». Например, если малыш весь футбольный матч играл хорошо, а в конце пропустил важный пас и команда проиграла, то не стоит заострять на этом внимание и говорить: «какая муха тебя укусила, ведь так хорошо себя показывал всю игру, а под конец вот что выдал..?». Гораздо полезнее спросить: «Что по-твоему в этой игре получилось хорошо, а что следует исправить на следующей тренировке?».

- также Д. Химери отмечает важность не переносить в общении свои страхи на малыша. Для нянь ребенку это особенно актуально. Скажем, когда активный ребенок на площадке виртуозно забрался на крышу детского домика и висит, держась за декоративный флаг, не рассчитанный на вес взрослого ребятенка, боязливая няня крикнет: «Вернись немедленно обратно, упадешь!». В то же время более эффективно будет опять же вернуть ситуацию в позитивное русло и спросить ребенка: « ну а теперь посмотрим, сможешь ли ты также ловко слезть вниз?». Приказной холодный тон «диктатора» волшебно преображается в заботливое и поддерживающее энтузиазм малыша отношение «авторитетного» типа.

- умение выслушать, использовать наводящие вопросы, техники активного слушания няне следует практиковать не только на работе, но и в жизни. Так повышается навык искреннего открытого общения, который обязательно станет опорой при плодотворном общении с подопечными.

Дети очень чувствительны к отношениям к ним взрослых. От качества общения с родителями и няней зависит, вырастет ли малыш изгоем, или станет счастливым и успешным человеком. Родители, приглашающие няню в помощь по присмотру за детьми, стремятся компенсировать не только свое отсутствие, но и обеспечить малышам теплую обстановку в семье, гармоничное развитие в условиях заботы и дисциплины. Няне ребенку, которая начинает свою деятельность, полезно помнить, что такая работа – это своего рода путь, а не отрезки из рабочих смен. Повышая качество общения с людьми, стремясь общаться с малышами на работе в духе «авторитетного родителя», как няня вы откроете не только новые грани личности малыша, воспитает хорошего человека, но и сами станете позитивнее относиться к себе.

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное