Анализ иллюстрации. Часть 2.
Анализ иллюстрации обычно начинается с общей эмоциональной оценки — понравилась ли? Подходит ли к тексту? Детям надо дать время рассмотреть ее подробно, рассказать о своих впечатлениях.
Направить размышления учеников можно аналитическими вопросами, нацеленными на осмысление «содержательной формы»: Почему художник изобразил мышь, сидящей в кресле, а Дюймовочку — стоящей? Почему на столе только одна чашка? Как художник показал, что мышь живет в довольстве? X. К. Андерсен не описывал, как одеты персонажи, художник сам должен был решить, какой костюм изобразить. Как костюм характеризует полевую мышь и Дюймовочку? Сравните колорит левой части иллюстрации и правой части. Почему меняются краски? На каком фоне изображена Дюймовочка? Почему? Какие линии преобладают — округлые, плавные, или прямые, ломаные? Почему? Как вам кажется, мышь довольна своей жизнью? А Дюймовочке хорошо жилось у полевой мыши? Могла она остаться там навсегда? Что ценит в жизни полевая мышь, и что важно для Дюймовочки?
Вопросы нужны в том случае, если дети сами не обращают внимания на важные детали, если их анализ иллюстрации сбивается на перечисление изображенных предметов. По мере знакомства с языком изобразительного искусства и овладения приемом анализа иллюстрации надобность в подробных вопросах будет отпадать.
Сопоставительный анализ иллюстраций разных художников — сравнение интерпретаций. Сопоставительный анализ начинается с чтения соответствующего эпизода: текст всегда первичен, поэтому важно, чтобы зрительные впечатления накладывались на читательский образ, корректировали, но не подменяли его. Если начинать с анализа иллюстрации и просить детей подобрать соответствующий ей отрывок текста, как это часто делается в школе, мы решим совсем другую задачу — не эстетическую, а логическую: ребенок будет искать лишь соответствие фактических деталей. Цель сопоставительного анализа другая — познакомить с интерпретацией текста разными художниками, чтобы обогатить читательское восприятие учеников. После рассматривания двух или нескольких иллюстраций разных художников к одному произведению можно задать детям вопрос: как вы думаете, зачем издательство обращается к разным художникам, если уже есть иллюстрации к этому произведению? Дети отмечают, что каждый художник рисует по-своему, потому что по-своему видит текст, и отражает свое видение в иллюстрации. Таким образом, рождается направление анализа — определить своеобразие трактовки каждым художником сюжета, героев, идеи, подумать, что нового в тексте произведения мы заметили благодаря иллюстрациям. Этот прием оказывается очень действенным при обращении к классическим произведениям, которые много раз иллюстрировались большими художниками. Так, например, можно сравнить иллюстрации В. М. Конашевича и И. В. Бруни к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Художники по-разному строят иллюстрации к одному эпизоду. Обратимся к началу сказки — старик отпустил золотую рыбку и вернулся, чтобы рассказать старухе о великом чуде.
У И. В. Бруни иллюстрация помещается на развороте страницы. Две горизонтали — линия берега и линия горизонта зрительно еще расширяют пространство. Три почти одинаковые сосны, растущие в ряд, холсты, вывешенные на просушку между ними, создают вертикальные линии, рождают ощущение размеренной, медленно текущей жизни, в которой ничего не меняется, а все идет по кругу. Зеленые пятна травы и кустарника заключают в вытянутый овал фигуры старика и старухи, которые кажутся мелкими на фоне вечного моря и огромных сосен. За спиной старухи землянка с висящей на одной петле дверью, рядом прялка. Старуха маленькая, приземистая, прочно стоит на земле, широко расставив ноги, и указывает рукой на разбитое корыто, укоряя старика. Старик держит в руках весла, не то опираясь на них, не то заслоняясь ими от злой жены.