Обучение речевой деятельности. Говорение. Часть 3.
Преимущества диалогической речи заключаются в общей ситуации (стюардесса — пассажир, врач — пациент), а значит, она менее развернута, чем монологическая, ее восприятие облегчают мимика, жесты, речевые клише, допускаемые повторы. Диалогическая речь проще и синтаксически.
Составная часть диалога, принадлежащая одному коммуниканту, называется репликой. Различают опорную, первую реплику и реактивную, ответную. Сочетание этих двух реплик называется диалогическим единством. Методически важно научить, как начинать и как поддерживать диалог. В случае затруднений в начале диалога следует подсказать предмет и тему разговора.
В условиях диалога порождаемый текст имеет определенную протяженность. Реплика может состоять из полного предложения (слова типа Да, Нет, Возможно) и отдельных вопросительных слов (Когда? Почему? и др.). Диалог бывает двучленным и многочленным единством.
Поскольку диалог рассматривается как обмен мыслями, методические задачи при анализе диалога состоят в определении:
- количества реплик;
- сложности каждой реплики (сколько в нее входит предложений, какие);
- способа связи реплик (вопрос — вопрос, вопрос — ответ, утверждение — утверждение и др.)
При обучении диалогической речи используют следующие виды диалога по содержанию и установке на взаимодействие партнеров: обмен информацией; планирование совместны действий; обмен впечатлениями, мнениями; спор, полемик унисон.
В диалогообмене информацией информирование происходи с одной стороны или с обеих, взаимно:
- В выходные я ездила на дачу.
- А я была в филармонии.
Диалог — планирование совместных действий предполагает положительную реакцию партнера на опорную реплику:
- Закончим все дела пораньше. Пойдем сегодня на дискотеку.
- Я давно хотела посетить новый дискобар.
Диалог — обмен впечатлениями, мнениями строится на совпадении или расхождении мнений:
- С удовольствием посмотрела вчера старый кинофильм.
- Мне он показался примитивным.
Диалог — спор, полемика состоит из реплики-утверждения и реплики-отрицания:
- Нахожу любопытным искусство примитивизма.
- Считаю его разрушающим.
Диалог — унисон предполагает умение партнера в ответной реплике поддержать и продолжить тему:
- Настоящий грибник умеет собирать грибы., даже весной.
- Да. В это время растут такие грибы, которые не каждый знает: строчки, сморчки, колосовики.
По учебной нагрузке и технике применения (по форме использования) различают следующие виды диалогов; демонстрационные; разговорного облегчения; страноведческие, развлекательные; спиральные.
По форме и технике применения выделяются цепные и спиральные диалоги. Спиральные диалоги состоят из коротких диалогов — своеобразных витков спирали, по которой идет раскрытие темы. Небольшие по объему диалоги нетрудны для усвоения и полезны.
Обучение диалогу осуществляется дедуктивным или индуктивным способом. При дедуктивном способе обучение идет от целого к элементам конкретных образцов. Сначала прослушивается целое диалогическое единство-образец (запись или чтение преподавателя), только потом диалог читается учащимися, разыгрывается по ролям и заучивается наизусть. Лексический материал далее варьируется. При таком подходе облегчается припоминание и воспроизведение, отрабатывается умение вести диалоги на определенные темы. Минусы дедуктивного подхода в том, что выучить возможно лишь ограниченное количество диалогов, что для реальных потребностей недостаточно. У учащихся не развивается способность самостоятельно конструировать диалог, а следовательно, теряется возможность свободного общения в диалогической форме.