Организация Малой академии юных художников. Часть 4.
А если работа не получилась? Тогда учитель должен спокойно разобраться вместе с ребенком в неудаче, может быть, дать задание проще, чтобы опять появилась у подростка вера в свои силы, в то, что он способен создать прекрасное. Разумеется, хотя занятия изобразительным искусством и основаны на глубоко продуманной нравственно-этической программе, нельзя считать их гарантией от безнравственных поступков, лентяйства, злобы, конфликтов с обществом, но все же действенное приобщение к искусству, к художественному творчеству может стать сильной поддержкой в формировании личности, ее связей с обществом, природой.
При умелом руководстве студия превращается в дружную семью, где все помогают друг другу советом и делом, трудятся и радуются вместе. Поэтому ребята, снова и снова с нетерпением идут в студию изобразительного искусства. В лагере совсем другое отношение к творчеству, нежели на уроках в школе, где над учеником довлеет необходимость получить оценку, где ограничено время, где часто некогда подумать и найти свое решение художественной задачи, где помощь учителя очень затруднена, потому что в классе тридцать - сорок человек. В студии только одна необходимость: сделать работу так, как она задумана, как хотелось бы, и только одно противоречие - между замыслом и его воплощением. Именно в изостудии возможна индивидуальная работа с ребенком в том темпе, который соответствует его психологическим особенностям. Проникая в искусство изнутри, ребята начинают понимать ценность художественного образа и чувствовать отличие настоящего искусства от бездушного ремесленничества, его имитации.
Казалось бы, роль студии изобразительного искусства очень невелика в жизни человека: ну, подумаешь, походил человек три смены в лагере (в лучшем случае), сделал несколько творческих работ, или даже победил на конкурсах и выставил работу на выставке детского творчества, а может быть, просто подарил ее родителям к празднику. А потом становился взрослым, пошел на работу или на учебу и забыл про эти детские пустяки. Нет, не пустяки! Опыт показывает, что бережно сохранившиеся рисунки, живопись, маленькие скульптурки, расписные тарелочки навсегда связаны с самыми светлыми впечатлениями детства.
В занятиях изобразительным искусством заложены большие воспитательные возможности. Развивая у учащихся эстетическое отношение к предметному зрительно воспринимаемому миру, открывая для них в природе и окружающей общественной жизни неисчерпаемый источник красоты, создавая бодрое, жизнерадостное мироощущение, эти занятия содействуют как эстетическому, так и идейному, нравственному воспитанию. Кроме того, приучая их ставить перед собой и решать творческие задачи, занятия изобразительным искусством содействуют развитию у них творческого отношения к себе и к окружающему миру.
Большой интерес у учащихся к изобразительной деятельности позволяет широко использовать воспитательные возможности разных видов изобразительного искусства. Основная форма такой работы - студии, организуемые в школах, в детских оздоровительных лагерях, творческих центрах и т.д.