Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии в школе. Часть 2.
В Методическом письме Главного учебно-методического управления среднего образования Гособразования СССР (1988) отдельно говорится о том, каким должен быть учитель нового предмета «Этика и психология семейной жизни»: «Своеобразие проблематики, форм и методов занятий по подготовке школьников к семейной жизни, необычность дифференцированной и индивидуальной работы с учащимися и их родителями предъявляют особые требования к личности учителя. Это должен быть высокообразованный и морально устойчивый человек, хороший воспитатель, пользующийся авторитетом и доверием у учащихся и их родителей, достаточно информированный об условиях жизни каждого ребенка, владеющий искусством быть советчиком, умеющий хранить тайны каждого ученика и каждого родителя. Ему должны быть присущи особый педагогический такт, доброжелательность, искренность».
Идея «непохожести», «инаковости» учителя психологии ввиду особого содержания предмета, который он преподает, была подхвачена авторами методических работ: «Преподавателем нового курса должен быть высокообразованный, опытный учитель-воспитатель, который любит своих питомцев и которому беспредельно доверяют учащиеся и их родители. Ему также должно быть присуще: глубокое и всестороннее знание своего предмета, владение методикой его преподавания; творческое отношение к делу, постоянный поиск нового и непрерывное совершенствование знаний, умений и навыков в области теории и практики семейного воспитания; высокий авторитет, достойный пример в семейной жизни; убежденность, эмоциональность, доверие; строгое соблюдение этики взаимоотношения с семьями учащихся, владение искусством быть советчиком и хранителем тайн каждого ученика и каждого родителя».
Автор книги для учителя этики и психологии семейной жизни посвятила описанию идеального учителя целый параграф: «Администрация школы при определении учителя по этому предмету должна учитывать четыре основных момента: возраст; образование; жизненный опыт (формально-семейное положение); мировоззрение, уровень культуры, склонность к психологическому наблюдению. Кроме этого, очень важна система ценностей учителя этой дисциплины... На основе социологического анализа отчетливо вырисовывается социально-нравственный портрет учителя этики и психологии семейной жизни. Это — замужняя женщина в возрасте 30-35 лет с двумя детьми с 10-15-летним стажем работы в школе. Кроме этики, она ведет основной предмет гуманитарного цикла, главным образом русский язык и литературу. Она довольна своим партнером в браке, уверена, что может самостоятельно разрешить семейный конфликт, использует на уроках произведения художественной литературы, как классической, так и современной, кино, биографии и факты из жизни замечательных людей, уверена в необходимости самого предмета в средней школе и перспективах его дальнейшего развития».
С педагогами-женщинами, ведущими «Этику и психологию семейной жизни» были проблемы: проработав с новой дисциплиной (ведь был еще и свой предмет) 3-4 года, 15% учительниц отказывались от нее: «Они признаются, что испытывают большие трудности вообще, а особенно при проведении социологических исследований. Все преподаватели этики и психологии семейной жизни утверждают, что для успешного ведения курса постоянное проведение социологических исследований в рамках школы, класса, группы, подгруппы обязательно. Но 56% из них совсем не владеют техникой социологического опроса, 53% не представляют себе, что такое социологический анализ и как он проводится. 74% не знают законодательство о семье, 85% не знают, где публикуются статистические материалы о современной семье. И хотя подавляющее большинство учителей (93%) проводят на занятиях анкетирование, правильно составить анкету многие из них не могут. Поэтому основными приемами изучения подростков при подготовке и проведении уроков этики и психологии семейной жизни являются беседы, интервью (ими пользуются 85% учителей), самостоятельно составленные деловые игры (44%) и личные наблюдения».