Методические материалы, статьи

Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному. Основные методы научно-методического исследования. Часть 1.

Научное исследование — вид познавательной деятельности, представляющей собой процесс выработки новых научных знаний. Во время этого процесса исследователь:

  • обнаруживает проблему, которая должна быть решена, но имеющиеся научные знания не позволяют это сделать, т.е. существует объективная недостаточность информации для решения проблемы, а иногда даже само направление научного поиска оказывается неопределенным;
  • обдумывает возможные пути решения проблемы, проводя мысленные эксперименты с вооброжаемыми объектами; при этом исследователь не имеет каких-либо точных предписаний, которые обеспечили бы ему оптимальное достижение поставленной цели;
  • определяет путь решения проблемы, планирует его и осуществляет на практике, тщательно регистрируя промежуточные и конечные результаты;
  • выясняет существенные характеристики явлений и процессов и представляет их в итоге как важные обобщения в виде научных фактов и закономерностей.

Цели методического исследования соответствуют целям методики как науки. Это изучение конкретной системы обучения языку и ее оптимизация. Выделяют два типа научно-методических исследований: диагностические (описательно-объяснительные) и преобразующие (оптимизирующие), обладающих каждое собственным предметом. Диагностические исследования описывают изучаемые явления и процессы и объясняют их причины. Преобразующие исследования предусматривают разработку способов оптимизации обучения и их экспериментальную проверку.

Диагностические исследования — это исследования особенностей функционирования какой-либо реально существующей системы обучения. Их основные разновидности:

1. Исследования деятельности преподавателей — процессов введения учебного материала, организации его усвоения, контроля; особенностей педагогического общения, приемов воспитательного воздействия; индивидуальных особенностей личности преподавателя и др. В ходе таких исследований изучают педагогический опыт: положительный, передовой — в целях его дальнейшего распространения, отрицательный — в целях его дальнейшего учета в преобразующих исследованиях.

2. Исследования деятельности учащихся — особенностей усвоения учебного материала; изменения поведения учащихся под влиянием учебного процесса; индивидуальных особенностей учащихся и др. В процессе подобных исследований устанавливается эффективность обучения. Констатация низкой эффективности является причиной для продолжения исследований.

3. Исследование средств обучения и учебной документации — учебников и учебных пособий, образовательных стандартов, учебных программ, тематических планов, методических пособий, учебных планов, журналов успеваемости, экзаменационных ведомостей и др.). Анализ средств обучения позволяет установить их соответствие требованиям конкретной системы обучения:

  • образовательных стандартов, учебных программ и тематических планов — соответствие целей обучения социальному заказу, индивидуальным потребностям учащихся и условиям обучения, а также содержания учебного предмета целям обучения;
  • методических пособий — соответствие описанных в них технологий обучения целям и содержанию учебного предмета;
  • учебников и учебных пособий — их соответствие целям, содержанию учебного предмета и технологиям обучения. Любое выявленное несоответствие является отправной точкой для дальнейшего преобразующего исследования.

В ходе диагностических исследований определяют соответствующие целям исследования параметры системы обучения, среди которых наиболее важные — эффективность и интенсивность обучения.

Г. Васильева



См. также:
Популярность онлайн-казино в России
Сравнение онлайн и офлайн-казино
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
грузоперевозки спб и лен обл
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Юридический перевод Бюро переводов «Восстания 6» предоставляет полный спектр услуг по различным видам переводов: письменный, устный, срочный и нотариальный, а также оказывает услуги по апостилированию. Помимо этого прямо на нашем сайте вы можете заказать услугу по переводу документов и текстов через интернет. После того, как вы сделаете заявку, с вами в течение 15 минут свяжется специалист нашего центра, с ним вы обсудите все интересующие вас вопросы, порядок и условия реализации услуги.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005