Методические материалы, статьи

Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному. Основные методы научно-методического исследования. Часть 6.

Оптимизация обучения — это научно обоснованное приведение системы обучения в наилучшее (оптимальное) состояние. Критерии оптимизации обучения:

  • качество обучения;
  • объем изученного материала;
  • время обучения;
  • отсутствие перегрузки преподавателей и учащихся.

Основные аспекты оптимизации обучения: повышение эффективности и интенсификация обучения.

Проблема повышения эффективности обучения оказывается актуальной, прежде всего, в тех случаях, когда в ходе диагностических исследований устанавливается несоответствие результатов обучения поставленным цел ям. Основные пути повышения эффективности:

1. Рационализация содержания учебного предмета — изменение объема изучаемого материала, его характера и структуры, его организации в учебном курсе; разработка новых правил, нового наполнения упражнений, новых учебных текстов.

2. Рационализация технологий обучения — поиск оптимального соотношения приемов обучения, оптимального порядка их следования; разработка новых технологий.

3. Увеличение объема учебных часов, или экстенсификация обучения — изменение учебного плана; увеличение учебного времени за счет консультаций, дополнительных внеаудиторных занятий, увеличение объема домашних заданий.

4. Корректировка целей обучения, в тех случаях, когда они явно завышены.

Использование двух последних способов повышения эффективности не всегда возможно, так как связано с внесением изменений в образовательные стандарты, учебные программы и учебные планы. В методических исследованиях преобразующего характера обычно подвергаются рационализации либо содержание учебного предмета, либо технологии обучения, при этом цели и временные параметры остаются неизменными. В первом случае дополнительно исследуются лингвистические, а также и лингвокультурологические, во втором — психологические аспекты обучения. Суть преобразующих исследований, направленных на повышение эффективности обучения, состоит в разработке новых вариантов (моделей) обучения, в их научном обосновании и доказательстве их более высокой эффективности, для чего осуществляют сравнение эффективности нового и действующего вариантов обучения по одним и тем же критериям.

Под интенсификацией обучения понимают увеличение объема работы в фиксированные промежутки времени или, наоборот, уменьшение временных интервалов при фиксированном объеме работ. Интенсивное обучение — такое обучение, при котором:

  • тот же самый объем материала может быть усвоен за более короткое время;
  • большой объем материала может быть усвоен в течение того же самого учебного времени.

Проблема интенсификации обучения оказывается актуальной в тех случаях, когда обучение эффективно (т. е. в ходе диагностических исследований установлена высокая степень соответствия результатов обучения поставленным целям), однако время, затрачиваемое на изучение учебного материала, не удовлетворяет исследователей. В целях интенсификации исследователь разрабатывает новые (интенсивные) варианты обучения.

Основные пути интенсификации обучения:

  • рационализация содержания учебного предмета (экономный и целесообразный объем материала) и имеющихся технологий обучения;
  • разработка новых технологий обучения — применение интенсивных методов, широкое использование технических средств, создание комфортной обстановки в аудитории и др.

Имеет смысл заниматься проблемой интенсификации только тогда, когда от нее не страдает эффективность обучения. Если же при интенсивном обучении эффективность обучения снижается, то тем самым ставится под сомнение сама идея интенсификации обучения. Нельзя интенсифицировать процесс обучения до бесконечности, существует предел (мера интенсивности), за которым обучение уже не эффективно.

Г. Васильева



См. также:
Курсы английского языка для школьников в центре «Милленниум»
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005