Методические материалы, статьи

Анализ иллюстрации. Часть 2.

Анализ иллюстрации обычно начинается с общей эмоциональной оценки — понравилась ли? Подходит ли к тексту? Детям надо дать время рассмотреть ее подробно, рассказать о своих впечатлениях.

Направить размышления учеников можно аналитическими вопросами, нацеленными на осмысление «содержательной формы»: Почему художник изобразил мышь, сидящей в кресле, а Дюймовочку — стоящей? Почему на столе только одна чашка? Как художник показал, что мышь живет в довольстве? X. К. Андерсен не описывал, как одеты персонажи, художник сам должен был решить, какой костюм изобразить. Как костюм характеризует полевую мышь и Дюймовочку? Сравните колорит левой части иллюстрации и правой части. Почему меняются краски? На каком фоне изображена Дюймовочка? Почему? Какие линии преобладают — округлые, плавные, или прямые, ломаные? Почему? Как вам кажется, мышь довольна своей жизнью? А Дюймовочке хорошо жилось у полевой мыши? Могла она остаться там навсегда? Что ценит в жизни полевая мышь, и что важно для Дюймовочки?

Вопросы нужны в том случае, если дети сами не обращают внимания на важные детали, если их анализ иллюстрации сбивается на перечисление изображенных предметов. По мере знакомства с языком изобразительного искусства и овладения приемом анализа иллюстрации надобность в подробных вопросах будет отпадать.

Сопоставительный анализ иллюстраций разных художников — сравнение интерпретаций. Сопоставительный анализ начинается с чтения соответствующего эпизода: текст всегда первичен, поэтому важно, чтобы зрительные впечатления накладывались на читательский образ, корректировали, но не подменяли его. Если начинать с анализа иллюстрации и просить детей подобрать соответствующий ей отрывок текста, как это часто делается в школе, мы решим совсем другую задачу — не эстетическую, а логическую: ребенок будет искать лишь соответствие фактических деталей. Цель сопоставительного анализа другая — познакомить с интерпретацией текста разными художниками, чтобы обогатить читательское восприятие учеников. После рассматривания двух или нескольких иллюстраций разных художников к одному произведению можно задать детям вопрос: как вы думаете, зачем издательство обращается к разным художникам, если уже есть иллюстрации к этому произведению? Дети отмечают, что каждый художник рисует по-своему, потому что по-своему видит текст, и отражает свое видение в иллюстрации. Таким образом, рождается направление анализа — определить своеобразие трактовки каждым художником сюжета, героев, идеи, подумать, что нового в тексте произведения мы заметили благодаря иллюстрациям. Этот прием оказывается очень действенным при обращении к классическим произведениям, которые много раз иллюстрировались большими художниками. Так, например, можно сравнить иллюстрации В. М. Конашевича и И. В. Бруни к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Художники по-разному строят иллюстрации к одному эпизоду. Обратимся к началу сказки — старик отпустил золотую рыбку и вернулся, чтобы рассказать старухе о великом чуде.

У И. В. Бруни иллюстрация помещается на развороте страницы. Две горизонтали — линия берега и линия горизонта зрительно еще расширяют пространство. Три почти одинаковые сосны, растущие в ряд, холсты, вывешенные на просушку между ними, создают вертикальные линии, рождают ощущение размеренной, медленно текущей жизни, в которой ничего не меняется, а все идет по кругу. Зеленые пятна травы и кустарника заключают в вытянутый овал фигуры старика и старухи, которые кажутся мелкими на фоне вечного моря и огромных сосен. За спиной старухи землянка с висящей на одной петле дверью, рядом прялка. Старуха маленькая, приземистая, прочно стоит на земле, широко расставив ноги, и указывает рукой на разбитое корыто, укоряя старика. Старик держит в руках весла, не то опираясь на них, не то заслоняясь ими от злой жены.

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
изготовление значков медалей
Новые противокорабельные ракеты в Москве
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005