Методические материалы, статьи

Анализ иллюстрации. Часть 4.

Обратимся к иллюстрациям И. В. Бруни к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, выделим те линии, по которым целесообразно вести наблюдение, и сформулируем задания для детей.

  • Проследите, как меняется колорит иллюстраций, демонстрирующих выполнение очередного желания старухи? (Иллюстрации становятся все более яркими и пестрыми, при этом небо все темнее, а своды царских палат выполнены в мрачно-зеленых тонах.)
  • Проследите за тем, как изображена старуха: что и почему меняется — одежда, жесты, выражение лица? (Все более властными становятся жесты — старуха уже не просит, а приказывает, все более яркой и богатой — одежда. Но выражение лица старухи практически не изменяется — как была «сварливой бабой», так ею и осталась.)
  • Меняется ли одежда старика? (Костюм остается прежним. Только шапку он снимает перед «дворянкой», а перед «царицей» появляется и вовсе без шапки — уже и надежды на желанный покой нет.)
  • Как расположены фигуры старика и старухи на каждой из иллюстраций? Есть ли какая-то закономерность в их расположении? (Большинство иллюстраций рассчитаны на разворот страницы, при этом всегда старуха изображена на правой половине, старик — на левой. Жизнь их проходит не вместе, а параллельно. Постепенное повышение социального положения старухи нашло адекватное зрительное выражение: на первых иллюстрациях фигуры расположены на одной горизонтали, затем они располагаются по диагонали и старуха оказывается все выше старика, пока, наконец, старику вовсе не остается места на иллюстрации. Стражник выталкивает старика за пределы картинки — прямой срез иллюстрации нарушен выступающей, точнее, выпадающей из нее согбенной фигурой. Но на следующей иллюстрации старуха на троне и старик, стоящий на коленях, вновь оказываются на одной горизонтальной линии — многозначительная деталь. Даже заняв трон, старуха сама по себе ничего не может сделать, старик необходим ей — ведь именно его просьбы выполняет рыбка. Но старик не ощущает себя равным — раз захотев покоя и пойдя на компромисс со своей совестью, он уже не может остановиться, не может «встать с колен».)
  • Иллюстрации, изображающие старика и старуху, перемежаются с иллюстрациями, изображающими море. Как вы думаете, почему? Чью точку зрения выражает море? (Важно, чтобы дети заметили, что море — свободная стихия — дает истинную оценку событиям.)
  • Почему на последней иллюстрации нарисовано только разбитое корыто, а ни старика, ни старухи, ни землянки нет. Понял ли старик, почему рыбка не выполнила его последнюю просьбу? Поняла ли старуха? А как считаете вы, почему рыбка не выполнила просьбу старика и ничего не сказала ему? (И для А. С. Пушкина, и для иллюстратора его сказки важно, чтобы читатель задумался, поразмышлял о цене свободы, о справедливости, о совести. Если изобразить на последней иллюстрации старика и старуху — внимание читателя будет сковано рамками конкретного образа, конкретной ситуации, изображенной в сказке. Смысл же сказки бесконечно шире отношений старика и старухи — в ее основе вечные вопросы бытия, а не решение бытовых проблем. Поэтому последняя иллюстрация и лишена бытовых подробностей, она приглашает читателя к размышлению.)

Сопоставительный анализ иллюстраций к произведениям разных жанров. Цель данного приема анализа — образное постижение жанровой специфики произведения. Зрительный образ часто больше говорит ребенку, чем словесный. Для того чтобы увидеть жанровые различия между басней, сказкой, познавательным рассказом, лирическим стихотворением, можно обратиться к анализу иллюстраций, используя приемы сравнения, выбора или эксперимента — замены одной иллюстрации другой. Например, ученикам предлагается реалистическое изображение животных в природной среде (лиса, охотящаяся за мышью, бегущий волк, прячущийся заяц, играющие медвежата и т.д.) и ряд изображений, в которых те же животные включены в «литературную среду» (лиса едет верхом на волке, ее голова облита тестом, лиса выглядывает из окошка лубяной избушки, заяц тащит мешок яблок и т.д.). Предлагаются также обложки книг, на которых указаны только названия или только жанры произведений. Детям предстоит решить, с обложки какой книги «убежали» эти герои и обосновать свое мнение. Объясняя свое решение, дети выделяют существенные черты жанра.

М. Воюшина



См. также:

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005