Методические материалы, статьи

Анализ и составление аннотации (ролевая игра).

При возрастающем потоке информации крайне важно научить ребенка быстро и правильно выбрать необходимую книгу, ориентируясь не только на название и иллюстрации, как это всегда делают дети, а на аннотацию как наиболее верный источник сведений о содержании книги или статьи. Вторая задача — научить детей самостоятельно составлять аннотации прочитанной литературы. Начинать работу следует с обращения к термину. Попросим учеников найти в словаре определение понятия «аннотация». Выяснив, что аннотация — это краткое изложение содержания книги или статьи, обратимся к вопросу, зачем нужна аннотация. Это очень важно — нельзя составлять текст, не понимая его целевого назначения, не зная его адресата. В ходе беседы уточняем: аннотация обращена к тем, кто еще не читал книгу, ее цель — сориентировать читателя в содержании данного источника, помочь определить, найдет ли читатель необходимую информацию в этой статье, заинтересует ли его данная книга. Теперь можно перейти к анализу аннотаций. К сожалению, современные детские издания далеко не всегда содержат аннотацию, поэтому учителю придется заранее позаботиться о выборе книг к уроку. Работу можно организовать по-разному. Приведем один из возможных вариантов — игру в книжный магазин.

Организуем работу в минигруппах. Каждая группа получает несколько книг, содержащих аннотации: художественное издание одного произведения, сборник произведений одного автора, сборник произведений разных авторов, научно-познавательную книгу. В данном случае желательно, чтобы книги были незнакомы большинству детей. Ученикам предлагается самостоятельно прочитать аннотации, оглавление, рассмотреть обложку, иллюстрации. Затем начинается игра в книжный магазин. Учитель или заранее подготовленные ученики выступают в роли покупателя. Задача «продавцов» определить, имеется ли у них книга, отвечающая запросам читателя, и порекомендовать эту книгу.

Игра в магазин увлекает детей и стимулирует интерес к чтению: многим захочется не только «продать» книгу, но и прочитать ее. Завершая игру, обязательно вернемся к теме урока, поразмышляем, что помогло «продавцам» так хорошо сориентироваться в содержании незнакомой книги? Зачем нужна аннотация? Как ее нужно составлять, чтобы она соответствовала своему назначению? Можно проанализировать наиболее удачные и неудачные аннотации, определить, о чем именно говорится в них. Анализ покажет, что обычно в аннотации указывается жанр произведения, его тема, адресат. Аннотации художественных произведений могут быть написаны в занимательной, даже интригующей читателя форме. Аннотации научно-познавательных книг и статей ориентируют читателя в основной проблеме, рассматриваемой в тексте. Домашнее задание — составить аннотацию на книгу, прочитанную самостоятельно.

При проверке домашнего задания на следующем уроке тоже можно организовать игру «Узнай книгу по аннотации». Ученик, не называя автора и названия книги, зачитывает аннотацию, которую составил, остальные должны определить, о какой книге идет речь. Эта игра помогает детям увидеть недостатки составленных ими аннотаций и откорректировать текст.

Работа с аннотацией продолжится после знакомства учеников с каталогами.

С. Кислинская

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
страхование доставки груза

концепции ресторан
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005