Методические материалы, статьи

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках биологии. Часть 1.

Полноценный процесс обучения биологии не представляется возможным без использования индивидуальной, групповой и фронтальной форм учебной деятельности. Их актуальность возрастает в связи с предпрофильной и профильной подготовкой, когда каждый учащийся, реализуя свои потребности и интересы, мог бы продвигаться к цели при объективной оценке достижений со стороны одноклассников.

В практике обучения биологии наиболее распространена фронтальная форма. Она позволяет учителю включить в поисковую работу большую часть класса. Реагируя на суждения учителя, приводя разнообразные примеры, сами учащиеся способствуют более обстоятельному анализу учебного материала. Такая совместная учебная деятельность представляет собой вид работы «большого» коллектива — всего класса, в котором каждый в соответствии со способностями и фондом действенных знаний вносит вклад в общее дело обучения. Учащиеся выполняют указания учителя, вступают в контакт с ним и классом, учитывают его замечания и реакцию коллектива.

При фронтальной работе учитель обращается к классу с вопросами и заданиями, построенными в логике материала, который необходимо актуализировать, изучить первый раз, закрепить и применить в учебных ситуациях. Важно, чтобы такая работа получала коллективный характер. Для этого необходимо побуждать к разным видам деятельности всех учащихся класса и совместными усилиями добиваться достижения поставленных задач. Следовательно, при таком обучении происходит взаимное продуктивное воздействие коллектива на каждого ученика и наоборот.

Фронтальная форма учебной работы требует от учителя проявления высокого мастерства. Ему важно реализовать разные способы управления большой группой учащихся, четко планировать их работу, осуществлять оперативный контроль за ходом и темпом работы, качеством усвоения знаний и ценностных отношений, формированием умений. Управляя процессом обучения, учитель должен видеть каждого школьника через призму коллектива. В ходе такой работы учитель направляет основные усилия на организацию педагогического взаимодействия всех учащихся класса.

На этапе актуализации биологического материала учитель может организовать фронтальную работу с прежними знаниями и умениями любого характера — анатомическими, морфологическими, систематическими и др., интеллектуальными, практическими и специальными. На этапе изучения нового материала эффективнее проводить фронтальную работу по объяснению и осмыслению физиологических, генетических, эволюционных, цитологических и экологических явлений. Они требуют установления причинных отношений, формулирования оценочных, сравнительных и обобщающих суждений, которые лучше возникают в ходе урока как результат коллективной поисковой деятельности учащихся. На этапе закрепления и применения в качестве фронтальных можно рекомендовать работы по воспроизведению любых биологических знаний, а также выполнению заданий и решению задач по образцу.

Фронтальная форма учебной работы имеет недостатки. Она рассчитана на некоего среднего школьника, использование единого фонда знаний и реализацию одинакового уровня работоспособности. В итоге одни школьники (сильные) оказываются недогруженными, решая вопросы пониженной трудности, а другие (слабые) испытывают затруднения и не могут полноценно участвовать в работе. Поэтому при обучении биологии используются и другие формы учебной работы.

Групповая форма предполагает организацию обучения биологии при объединении учащихся по определенным признакам. Она имеет психологическое и социологическое обоснование. Решение многих важных проблем в обществе носит коллективный характер, ибо совместный труд наиболее рационален. В групповых формах учащиеся становятся субъектами собственной деятельности, что усиливает решение проблемы формирования личности. Эта форма стимулирует познавательные мотивы. Они выступают в общественной форме как групповые ценностные ориентации, которые позволяют создавать в классе структуру межличностных отношений. Точкой опоры в групповой работе является общение, объединяющее учащихся и ориентирующее их на овладение содержанием материала на основе выбора соответствующих способов.

М. Якунчев



См. также:
Курсы английского языка для школьников в центре «Милленниум»
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
БИЗНЕС-ИДЕЯ ОТКРЫТИЯ ИНТЕРНЕТ-КИОСКА смотрите здесь.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005