Методические материалы, статьи

Формирование знаний о причинно-следственных связях и географических закономерностях.

Раскрытие причинно-следственных связей приводит к пониманию главного и существенного в географических явлениях. Познавательная деятельность учащихся активизируется в ходе изучения связей между объектами и осуществляется на основе анализа различных источников знаний — рассказа учителя, при работе с картой, текстом учебника и различными наглядными пособиями, в ходе наблюдения за природой.

Учитель должен контролировать усвоение учащимися связей, которые приведены в тексте учебника, и направлять и поддерживать стремления учеников самостоятельно устанавливать связи между объектами и явлениями в новых, незнакомых ему ранее ситуациях. При планировании урока учитель выделяет причинно-следственные связи географических явлений, определяет цель урока, подбирает учебный материал, с помощью которого будут выделены основные связи и определены методы их изучения.

Методические приемы изменяются в зависимости от характера связей, от содержания учебного материала. Так, в VI классе изучаются наиболее простые связи (влияние рельефа на характер течения реки), в VII классе — зависимость режима реки от выпадения осадков и в VIII классе — закономерности формирования различных типов питания рек. Важно подвести учащихся к осознанию понятий. Этому помогает схематическое изображение причинно-следственных связей. Например, разрушение гор (причина) приводит к образованию равнин (следствие); реки размывают местность (причина) и образуют долины (следствие). Весьма важны задания на установление причинно-следственных связей. Например, почему западные склоны Урала получают больше осадков, чем восточные.

Особой сложностью отличается усвоение географических закономерностей. Усвоение географических закономерностей включает ряд этапов:

1. Наблюдение объектов и явлений, выявление наиболее существенных признаков, их происхождения и развития. Необходимо установление связей между явлениями и объектами. Так, прежде чем назвать географические закономерности географической оболочки, учитель обращает внимание учащихся на расположение природных зон на равнинах и в горах, указывает причины, их обуславливающие.

2. Вычленение в изучаемых явлениях наиболее общих связей, имеющих закономерный характер. Пример — широтное размещение природных зон на равнинах.

3. Выявление закономерности путем совместного анализа объектов и явлений и их конкретизации. Нужно подкрепить закономерность примерами. В качестве примера приводится широтное расположение природных зон на равнинах Евразии.

Необходимо разумное применение различных методических приемов. Частная закономерность может быть определена в ходе эвристической беседы. Например, образование дневного и ночного бриза (в VI классе).

Важный методический прием уяснения наиболее общих закономерностей — обобщение большого объема ранее полученных знаний. Так, изучение равнин мира выявило закономерность их размещения — приуроченность к платформам (в VII классе). Для выявления географических закономерностей необходимо сравнение, сопоставление и обобщение учебного материала.

Д. Финаров



См. также:
Преимущества онлайн-казино, или 6 причиниграть в сети
Турниры в онлайн-казино Вулкан
Игровые автоматы казино Вулкан Платинум
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Появилось новое направление в бизнесе – «купить ЕГЭ» (Комков С.К. , президент Всероссийского фонда образования, профессор, академик РАЕН). От ЕГЭ отказались все.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005