Методические материалы, статьи

Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся школы к миру. Часть 4.

Эколого-экономическая оценка природных ресурсов — определение целесообразности их использования в настоящее и будущее время с учетом их воспроизводства и создания нормальных условий для жизнедеятельности человека. Применительно к невозобновляемым природным ресурсам это означает рациональное их использование, учитывающее прирост объемов полезных ископаемых за счет использования уже имеющихся или открытия новых месторождений, а также необходимых мелиоративных мероприятий (восстановление почвенно-растительного покрова и т.п.).

Для определения целесообразности использования природных ресурсов в настоящее и будущее время необходимо определить потребности в них в различных отраслях хозяйства. Поэтому первым предварительным этапом эколого-экономической оценки является качественный прогноз по установлению отраслей хозяйства, которым необходим природный ресурс (полезные ископаемые, водные ресурсы и т.п.) в настоящее и будущее время.

Методика определения эколого-экономической оценки природных ресурсов содержит несколько этапов:

1. Качественный прогноз потребности в использовании конкретного вида природных ресурсов различными отраслями хозяйства в данном районе или стране. Определению тех отраслей или экономических районов, которым нужен тот или иной природный ресурс.

Например, на юге Красноярского края используются бурые угли Канско-Ачинского месторождения (КАТЭК) и практически не используется каменный уголь месторождений Тунгусского бассейна. Почему? Нужно определить целесообразность использования каменного угля Тунгусского бассейна в настоящее и будущее время. Качественный анализ целесообразности использования каменного угля Тунгусского бассейна показал, что добыча в южной части Тунгусского бассейна будет значительно дороже по сравнению с добычей на КАТЭК. Дополнительные затраты определяются неосвоенностью территории: отсутствием транспортных путей, людских ресурсов.

2. Прогноз ожидаемых экологических последствий вследствие использования природного ресурса. Необходимо определить, какие изменения произойдут в природе, например, при открытой добыче каменного угля или при создании водохранилищ на реке. Определить положительные и отрицательные последствия в природе данного района.

Прогнозирование изменений природных условий рекомендуется выполнять методами аналогий и экстраполяции. В качестве эталонов принимаются участки-аналоги природы, сходные по своему строению (рельефу, геологическому строению, климату и почвенно-растительному покрову), предполагается, что изменения на них происходят или будут происходить одинаково, а это важное условие для прогнозирования. Например, если берег водохранилища подвергается подтоплению и заболачиванию, то можно уверенно прогнозировать такие же процессы на участке-аналоге. Если установлено, что ежегодно берег моря или водохранилища подвергается размыву в среднем на 0,5 м линейно, то можно прогнозировать этот процесс на ближайшие 2-3 года.

3. Прогнозная эколого-экономическая качественная и количественная оценка природных ресурсов включает следующие этапы действий:

  • Анализ и учет запасов ресурса.
  • Оценка качества, состава и доли полезных элементов.
  • Оценка условий эксплуатации (глубина и мощность пластов и т.п.).
  • Определение освоенности и заселенности территории.
  • Оценка транспортных условий.
  • Определение себестоимости продукции.
  • Разработка и оценка необходимой серии мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов.

При отсутствии количественных показателей какого-либо явления целесообразно выполнить сравнение на качественном уровне. Например, можно выполнить сравнение двух месторождений каменного угля, двух водохранилищ гидроэлектростанций, тепловой электростанции с гидроэлектростанцией и т.п.

Д. Финаров



См. также:
Конно-спортивный комплекс
Вулкан удачи ждет вас
Безопасность счета в интернет-казино
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Только у нас проект ндс недорого, со скидками.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Лечение в Швейцарии Компания Swiss Clinics Group (SCG) является партнером более 46 клиник Швейцарии. Многие наши клинки входят в сеть Leading clinics of Switzerland (Ведущие клиники Швейцарии). Лечение в Швейцарии с компанией SCG – это эффективность, надежность и индивидуальное обслуживание по самым высоким стандартам.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005