Методические материалы, статьи

Формы, виды и методы контроля в биологическом образовании. Часть 3.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени — в конце четверти или полугодия. При изучении биологии этот вид контроля используется в основном в старших классах в виде семинарских занятий, собеседований, выполнения тестов и др. При этом наряду с контролем знаний и умений учащихся целесообразно проверять также степень овладения ими опытом эмоционально-ценностных отношений и творческой деятельности.

Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела с целью систематизации знаний, умений, ценностных отношений и опыта творческой деятельности. При этом учащимся предлагается выполнить задания и решить задачи, которые требуют не только воспроизведения биологического материала, но и его использования в новых учебных и (или) реальных ситуациях.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения биологии. Он охватывает всю систему знаний, умений, ценностных отношений и опыта творческой биологической деятельности с учетом требований учебных программ и ГОСТов по предмету.

Периодический, тематический и итоговый виды контроля в практике обучения биологии часто реализуются в форме собеседования, контрольной работы, семинара, тестирования, зачета и экзамена.

Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений, ценностных отношений к объектам живой природы и опыта творческой биологической деятельности по истечении длительного промежутка времени после изучения раздела или курса в целом. По его результатам можно судить об эффективности процесса обучения учащихся биологии. Как правило, этот вид контроля реализуется при использовании тестовых заданий.

Наряду с формами и видами контроля биологической подготовки учащихся используются: различные методы. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

В практике обучения биологии используются методы устного, письменного, практического, автоматизированного контроля и самоконтроля.

Контроль за биологической подготовкой учащихся осуществляется с обязательной оценкой знаний, умений, опыта ценностных отношений и творческой деятельности. Оценка предполагает указание учителем на положительные и отрицательные характеристики ответов учащихся.

При этом он обращает внимание на последовательность представления учебного материала, его глубину, аргументированность ответов и их объективность. Следовательно, оценка связана с анализом достигнутого учащимися уровня владения учебным материалом и его сравнения с эталонными представлениями, описанными в учебных программах и учебниках биологии. Условным отражением оценки является отметка, которая выражается в отечественной педагогике в баллах. В России принята 4-балльная система отметок: «5» — владеет биологическим материалом в полной мере (отлично), «4» — владеет достаточно (хорошо), «3» — владеет недостаточно (удовлетворительно), «2» — не владеет (неудовлетворительно).

Итак, представления о формах, видах и методах контроля знаний, умений, ценностных отношений и опыта творческой деятельности имеют важное значение в профессиональной деятельности учителя биологии. Они позволяют ему обнаруживать недостатки в системе биологического образования учащихся и принимать адекватные меры по их успешной ликвидации. Вместе с тем контроль дает возможность определять и фиксировать достижения, необходимые школьникам для успешной социализации в условиях современной российской действительности.

М. Якунчев



См. также:
Игровые автоматы Microgaming в казино Вулкан
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Играйте в топовые игровые автоматы на портале Казино Ladyhammer

skype for business купить можно недорого
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005