Методические материалы, статьи

Формы, виды и методы контроля в биологическом образовании. Часть 3.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени — в конце четверти или полугодия. При изучении биологии этот вид контроля используется в основном в старших классах в виде семинарских занятий, собеседований, выполнения тестов и др. При этом наряду с контролем знаний и умений учащихся целесообразно проверять также степень овладения ими опытом эмоционально-ценностных отношений и творческой деятельности.

Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела с целью систематизации знаний, умений, ценностных отношений и опыта творческой деятельности. При этом учащимся предлагается выполнить задания и решить задачи, которые требуют не только воспроизведения биологического материала, но и его использования в новых учебных и (или) реальных ситуациях.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения биологии. Он охватывает всю систему знаний, умений, ценностных отношений и опыта творческой биологической деятельности с учетом требований учебных программ и ГОСТов по предмету.

Периодический, тематический и итоговый виды контроля в практике обучения биологии часто реализуются в форме собеседования, контрольной работы, семинара, тестирования, зачета и экзамена.

Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений, ценностных отношений к объектам живой природы и опыта творческой биологической деятельности по истечении длительного промежутка времени после изучения раздела или курса в целом. По его результатам можно судить об эффективности процесса обучения учащихся биологии. Как правило, этот вид контроля реализуется при использовании тестовых заданий.

Наряду с формами и видами контроля биологической подготовки учащихся используются: различные методы. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

В практике обучения биологии используются методы устного, письменного, практического, автоматизированного контроля и самоконтроля.

Контроль за биологической подготовкой учащихся осуществляется с обязательной оценкой знаний, умений, опыта ценностных отношений и творческой деятельности. Оценка предполагает указание учителем на положительные и отрицательные характеристики ответов учащихся.

При этом он обращает внимание на последовательность представления учебного материала, его глубину, аргументированность ответов и их объективность. Следовательно, оценка связана с анализом достигнутого учащимися уровня владения учебным материалом и его сравнения с эталонными представлениями, описанными в учебных программах и учебниках биологии. Условным отражением оценки является отметка, которая выражается в отечественной педагогике в баллах. В России принята 4-балльная система отметок: «5» — владеет биологическим материалом в полной мере (отлично), «4» — владеет достаточно (хорошо), «3» — владеет недостаточно (удовлетворительно), «2» — не владеет (неудовлетворительно).

Итак, представления о формах, видах и методах контроля знаний, умений, ценностных отношений и опыта творческой деятельности имеют важное значение в профессиональной деятельности учителя биологии. Они позволяют ему обнаруживать недостатки в системе биологического образования учащихся и принимать адекватные меры по их успешной ликвидации. Вместе с тем контроль дает возможность определять и фиксировать достижения, необходимые школьникам для успешной социализации в условиях современной российской действительности.

М. Якунчев



См. также:
«Вулкан Платинум» распахивает свои двери для гостей
Мир восхитительного азарта и развлечений ждет вас в гости
Все о бесплатных играх
Горнолыжное снаряжение и его типы
Керамика раку: простота, вмещающая космос
Игровые автоматы: бесплатно или на деньги?
Бонусы: липкие и обычные
Все о грамотном бонус-хантинге
Полиграфические и копировальные услуги в Москве
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
лобовое стекло на тойота camry металлические ограждения виды фото
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005