Методические материалы, статьи

Информационно-познавательные методы изучения современного русского языка в условиях высшей школы. Часть 2.

Репродуктивным методом студент вторично (уже не от преподавателя) получает информацию о языке в процессе повторения материала. Такое повторение может быть в разных условиях: по учебнику в домашней обстановке или по другим источникам (при использовании, к примеру, каких-либо ТСО) либо во время практических занятий, слушая ответы своих сокурсников на вопросы преподавателя.

При этом нужно иметь в виду особенности учебного процесса в современном вузе. Если в средней школе предусмотрен систематический контроль знаний, умений и навыков, то в институте, как говорится в известной студенческой песне, студенты «живут от сессии до сессии». Вузовским преподавателям любого профиля необходимо использовать различные средства, чтобы побудить студентов к закреплению знаний, полученных на лекциях.

Что касается исследовательского метода, который используется в учебном процессе, то при изучении родного русского языка в средней общеобразовательной школе его роль незначительна. Даже если какие-то его особенности имеют место, они мало чем отличаются от форм реализации проблемного (эвристического) метода. Другое дело — в процессе вузовского преподавания современного русского языка и других лингвистических дисциплин.

Здесь этот метод уместен прежде всего при подготовке и проведении семинарских, курсовых и написании дипломных работ, и в еще большей мере — выпускных магистерских сочинений.

Характеризуя этот метод, И. Я. Лернер рекомендует следующие этапы самостоятельного исследования учащихся:

  • Наблюдение и изучение фактов и явлений (по теме исследования).
  • Выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию.
  • Выдвижение гипотез.
  • Построение плана исследования.
  • Осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого явления с другими.
  • Формулирование решения, объяснения.
  • Проверка решения.
  • Практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

Конечно, это можно считать лишь одним из вариантов последовательности и характера исследовательских действий студентов.

Другие варианты также могут иметь место в зависимости от тематики исследования и научно-познавательного уровня учащихся высшей школы. Так, правомерно к дипломным работам студентов и в еще большей мере — к магистерским — предъявлять почти такие же требования, как к кандидатским диссертациям (но, конечно, в меньших масштабах).

Что касается практических методов активизации речи учащихся (в том числе и студентов), то их также четыре: имитативный, оперативный, аналитический и коммуникативный.

Имитативный связан с подражанием речи образцу, оперативный — с различными действиями по изменению аспектных единиц языка, аналитический предполагает действия аналитического типа без изменений в тексте, коммуникативный требует речевых действий учащихся в форме связных высказываний.

В основном работа этими методами проводится со студентами на практических занятиях. Поэтому методическую характеристику их целесообразно соотнести с методикой проведения практических занятий по современному русскому языку.

М. Успенский



См. также:
Преимущества онлайн-казино, или 6 причиниграть в сети
Турниры в онлайн-казино Вулкан
Игровые автоматы казино Вулкан Платинум
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Услуги удаленного проектирования в крыму.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005