Методические материалы, статьи

Инновационные технологии в методике обучения РКИ. Словарь понятий. Часть 3.

Систему инновационного обучения русскому языку составляют:

  • закономерности, принципы, методы и приемы в сочетании с системой инновационных средств, функционирующих на уроке — дидактической игре или уроке-исследовании в рамках способа метафоризации лингвистических сведений;
  • типология инновационных упражнений, обеспечиваемая способом инновационного развития речи.

Обучающийся выступает активным субъектом деятельности. Он вместе с педагогом идет к знаниям, вырабатывая одновременно умение прогнозировать результат учения.

Способ инновационного обучения — общее родовое понятие способов организации учебно-познавательной деятельности при инновационном подходе.

Способ инновационного обучения обеспечивает развитие у студентов способностей приобретать знания активным путем. Это синтетический способ — им достигается:

  • практическое постижение структуры деятельности на базе теории поэтапного формирования умственных действий;
  • перевод исполнительской деятельности на уровень продуктивного учебного творчества;
  • системное усвоение знаний и оптимальный уровень участия каждого в процессе обучения.

Способ организации инновационного изучения предмета русский язык как иностранный — способ особого предъявления лингвистического материала — включает:

  • способ метафоризации лингвистических сведений;
  • инновационный способ развития речи.

Модельное представление лингвистического материала способствует подведению интуитивных процессов к моменту скачка, обеспечивает развитие студента:

  • формирует лингвистический взгляд на систему языка;
  • влияет на языковое чутье;
  • учит применять полученные знания в новых условиях;
  • ведет к самоконтролю и развитию речи.

Способ метафоризации лингвистических сведений — инновационное средство наглядности. Он обусловлен возможностями лингвистической метафоры как семантической инновации и позволяет материализовать языковую систему в обобщенном системном образе.

Способ инновационного развития речи реализуется в применении особой технологии обучения, основанной на эмоционально-логической обработке специального дидактического материала — текстов с «прозрачным» ассоциативным рядом.

Текст с «прозрачным» ассоциативным рядом — это результат речевой деятельности, который представляет собой дидактический материал, используемый как фундамент умения владеть текстовой теорией. Составляющие ассоциативного ряда в таком тексте одновременно выступают в качестве:

  • опорных слов — смысловой план, план текста, единство темы;
  • средств связности — структурный план, использование однотемной лексики, повторы; показателей коммуникативной целостности. Студенты овладевают умениями создавать текст практически.

Способ компьютерной поддержки опирается на программы-оболочки, позволяющие создавать необходимое программное обеспечение к уроку — дидактической игре, к уроку-исследованию, используя при этом весь спектр современных электронных технологий. Сценарий программы включает опорный текст или инновационную наглядность (картинку-опору, схему-опору) — необычный экспериментальный материал как информацию, которая интересна студенту, считывающему ее с монитора как виртуальную (лат. virtualis — возможная) реальность, позволяющую работать в наиболее привлекательном для каждого обучающегося темпе. Основная лингвистическая идея повторяется в программном обеспечении несколько раз, но в новых дидактических условиях, с привлечением нового материала и на более высоком уровне.

Эмоциональная память (аффективная память, память чувств) — вид памяти, отличающийся быстротой формирования, особой прочностью и непроизвольностью запоминания и воспроизведения.

Инновационная технология — технология, опирающаяся на науку инноватику и на ту сему слова технология, которая отражает его буквальный перевод с греческого как искусство учения.

Инновационная технология обеспечивает познавательную активность, формирует положительную учебную мотивацию и достигается особым способом организации лингвистического материала, в результате чего знания формируются одновременно с умениями через метафоризацию лингвистических сведений на уроке — дидактической игре или уроке-исследовании, через специальные дидактические инновационные средства, через четко организованную ориентировочную основу, систему условий, которая позволяет студенту все частное усваивать как элемент системы и меняет тип его мышления.

О. Канарская



См. также:
Игра с живым дилером
Выбираем геймплей по шансам
Повышение квалификации специалиста по закупкам
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Листа, гибка профилей.елочные игрушки из фетра купить
Наш интернет магазин натуральной косметики предлагает большой ассортимент.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005