Методические материалы, статьи

История – это диалог. Кого с кем?

Встреча разных школьных классов, разных возрастов, разных культур в диалоге об этих сквозных исторических проблемах, о проблемах, делающих историю — историей, — вот что дает возможность продуктивно организовать межвозрастные уроки-диалоги даже в обычной школе. О некоторых из таких предварительно намеченных «сквозных» проблем рассуждает автор.

Мы предполагаем, что можно выделить сквозные проблемы истории, которые воспроизводятся (но иначе повернутые и иначе «разрешаемые») в каждый конкретный исторический период и — особенно различно — в каждой исторической культуре.


1. Во все исторические периоды возникает следующая антитеза. Или абсолютная неизбежность (фатализм), или (и) – вариантность истории, ее возможность, вероятность. Историк внутри каждой исторической эпохи и современной истории, размышляющий об этой эпохе, всегда сталкивается с этой дилеммой. Все, что было, не может быть иначе. Задача истории воспроизвести только то, что действительно состоялось. Такова одна установка историка. И другая: в истории могут быть разные варианты, в ней всегда существует выбор, история альтернативна.

В этой второй установке предполагается, что даже если определенные возможности и тенденции не осуществились, они все равно воздействовали на сознание и мысли, на культуру определенной эпохи, и поэтому должны быть включены в ее существенную характеристику. Возможность иного пути.

Свобода человеческой воли входит в состав исторического события, дает ему вкус и цвет, определяет последующие развилки исторического пути.

Столкновение этих двух установок, их неразрешимое противостояние не только в уме участников исторического процесса характеризует сам смысл истории.

В последнее время эта проблема с особой остротой возникла в споре о фатальной неизбежности (или, мягче, закономерности) победы сталинизма, а с другой стороны, в утверждении иных возможностей, иных тенденций русского исторического пути в XX веке. Но та же проблема, в разных ее вариантах и поворотах, существенна и для античной истории (скажем, возможна ли была победа восстания Спартака, сохранение античной демократии и т.д.). С неменьшей силой эта проблема возникает, когда анализируют возникновение христианства, пытаются понять альтернативы развития русского феодализма, размышляют о том, могло ли победить декабристское движение в России…

На обсуждении этой сквозной проблемы можно соединить в едином уроке различные классы, различные возрасты учеников, изучающих античность и Средневековье, античность и Новое время.

Есть и другие сквозные проблемы исторического бытия и исторического знания.


2. Соотношение исторического и культурологического подхода, истории и культуры.

Знать историю — это означает знать неповторимость каждого исторического периода, его абсолютную уникальность. Это значит понимать, что каждое историческое событие случается один раз, трагически и неповторимо уходя в прошлое.

В этом смысле каждое историческое событие всегда одноразово и не обладает способностью возвращаться или актуализироваться в другие исторические эпохи. Без такой векторности истории, без исторической стрелы нет исторического бытия, нет исторической науки.

Но вместе с тем знать историю и участвовать в истории означает осознавать и воспроизводить каждое историческое событие в его одновременности с нашим современным бытием, в едином пространстве целостного бытия культуры. Античная культура во всех ее проявлениях и особенностях, в ее искусстве, ее математике, ее философии одновременна с нашей современной культурой, вступает в необходимый диалог с нашим современным мышлением.

В этом смысле в истории ничто не проходит, все остается навсегда, увеличивая число действующих лиц исторической трагедии.

И первый, и второй моменты — и одноразовость истории, и насущная актуализация современности всех прошедших исторических событий – оказываются одинаково необходимыми, хотя и невозможными одновременно. Это противостояние также составляет смысл каждого исторического события и каждого фрагмента исторических знаний.

Важно, готовясь к межвозрастным урокам, продумать эту антиномию для отдельных исторических периодов и для целостного курса истории и культуры в разные исторические эпохи.


3. Для истории характерно два, казалось бы, исключающих друг друга подхода. С одной стороны, она приобретает целостный вид в идее закономерного развития, в некоторой линейной связи исторических событий, главным образом, на основе связок «причины» и «действия», «причины» и «следствия». Здесь возможны самые различные теоретические осмысления. И формационный подход Маркса (базис и надстройка), и идея мессианского искупления и религиозного смысла истории. И, с другой стороны, идея разных вариаций, случайностных связей и отношений.

В любом случае историческое событие мыслится или как подножье последующих, или как завершение предшествующих событий. Но история невозможна и само переживание истории человеком невозможно и без другого «дополнительного» подхода и понимания. Это понимание истории в плане ее, так сказать, «центрирования», фокусирования всего прошлого, будущего и одновременно — в образе или картине данного, одного исторического события.

При таком подходе, скажем, греко-персидская война как воронка втягивает в свою определенность предшествующие и последующие этапы античной истории. Это событие — как бы образ всей античной истории, взятой в целом. Ее, так сказать, «акме». Можно назвать в качестве одного из примеров такого интегрирующего подхода, когда вся история фокусируется в одном событии, даже в одном дне, марксову работу «18 брюмера Луи-Бонапарта». В таком историческом повороте каждое существенное историческое событие может и должно быть понятно как всеобщая целостная историческая эпоха.

Ясно, что столкновение и противостояние этих двух проекций исторического процесса существенно в самые различные исторические периоды, изучаемые в разных классах, и поэтому может быть положено в основании самых различных межвозрастных, межкультурных уроков. Ведь эта проблема актуальна и для ученика, изучающего античную историю, и для ученика, погруженного в историю Нового времени, а поэтому спор между разными классами и возрастами будет носить актуальный общеисторический характер.


4. Выделим одну сквозную проблему, насущную в истории России (впрочем, в каком-то смягченном виде и для истории многих других народов). Это антитеза личной свободы, частной жизни индивида, села, города, отдельного коллектива, и, с другой стороны, всемогущей силы государства, державы, законосообразности общей исторической миссии.

Великодержавная власть Москвы и вольница Новгорода; всевластие Петра, выводящего Россию в Европу, и свобода партикулярных, частных, индивидуальных сил и тенденций допетровской и послепетровской России. Это противостояние можно продолжить вплоть до настоящего времени, но в каждом ключевом моменте истории свобода и «самостояние» индивида роковым образом приносились в жертву всевластию единой державы, общинному целому или единой утопической цели.

В этом разрезе вполне возможно соотнести и сопоставить разные периоды русской истории. Опять-таки ясно, что мы здесь даем лишь первоначальную ориентировку.


5. Для понимания истории также существенен и следующий анализ.

Каждая историческая культура вырабатывает свой смысл истории, свое понимание того, как сопрягаются исторические времена. Для античности история всегда центрировалась вокруг какого-то основного ключевого события, вектор истории почти полностью исчезал.

В Средние века основой и исторического движения, и исторического сознания была идея соотнесения времени и вечности. Причем неподвижная вечность как бы с двух сторон обступала путь времени, смертную земную историю. Историческое движение было кратким отрезком векторного пути между двумя неподвижными внеисторическими вечностями.

В Новое время идея истории смыкается с идеей разомкнутого в будущее бесконечного исторического прогресса. Для такого исторического сознания жизнь отдельного человека вплетается как момент бесконечно сложной исторической равнодействующей.

В XX веке возникает новый исторический ритм и новое историческое понимание, но здесь мы поставим многоточие… и оставим анализ современной истории для живого разговора на уроке. Важно только подчеркнуть, что история каждой эпохи предполагает фигуру Историка (Футамид ли это, Плутарх, Моммзен, Ранке, Школа Анналов и т.д.), причем взгляд этого Историка и его подход крайне существенен для того, чтобы могла возникнуть некая отстраненность от непосредственных исторических событий, то есть историзм рассмотрения в собственном смысле слова.

Понять историю какого-нибудь исторического периода означает, как минимум, воспроизвести диалог между Историком-современником этого периода (биографом, хронистом, летописцем) и историком современным, скажем, историком XX века.

Известный российский биолог, директор Института белка РАН академик А. Спирин выступал с «актовой лекцией» перед учениками лицея № 1310. Темой его прекрасного доклада было современное состояние биологии и те опасности, которые его наука способна принести обществу. Поскольку наш журнал не раз публиковал материалы на эту тему, в том числе и академика Спирина, мы не приводим текст его выступления. Однако вопросы, заданные академику лицеистами, и его ответы кажутся нам интересными.


Вопросы и ответы:

— Можно ли с помощью генной инженерии влиять на социальное поведение человека, скажем, сделать его послушным?

Пока не дошло до того, чтобы взять такой-то ген, и он однозначно повысил бы интеллект. Прямых связей и зависимостей пока не установлено. Этот вопрос очень слабо изучен, ведь эксперименты на человеке запрещены… Но на низших организмах это изучается. Известны гены, которые у простых животных дают большую способность к обучению. Но поведением человека сегодня можно управлять с помощью химии. И такие средства есть.

— Собак с хорошим генотипом водят на случки. Может быть, дальнейшая эволюция человека будет идти путем ужесточения выбора партнера?

А кто вас будет выводить на случку? Значит, нужен хозяин. Дайте правителям право случать вас. И никакой любви.

— Как долго продержится запрет на экспериментирование с половыми клетками человека?

Если он не продержится, то мы покатимся вниз очень быстро. Тогда можно будет действительно производить любые особи — выводить искусственное человечество. Осуществлять клонирование и получать людей, которых просто будут использовать для получения донорских органов, — все это можно будет делать. Надеюсь, что тут разум и чувство самосохранения возьмут верх, и клонирование будет запрещено, как и убийство. Хотя с убийством ведь тоже проблема: оно юридически запрещено, но войны идут. А убийство врага на войне даже считается геройством.


Чего хотят родители?

Строгого, даже жесткого, квалифицированного учителя.

Пусть будет как можно больше кружков, студий, секций.

Классный руководитель должен быть интересным человеком, ему следует быть с детьми в выходные, на каникулах… В классе жизнь должна быть интереснее, чем на улице и в подворотне.

Не обижайте детей несправедливостью, придирками, неясностью требований, избыточными требованиями.

Хотим знать, куда идут собранные на классные нужды деньги!

Как бы поменять учителя, который нам не по душе?

Как бы сделать так, чтобы в нашем классе работала Валентина Петровна?

Хочу, чтобы моему сыну преподавали то-то и то-то и не преподавали то-то и то-то.

Почему так мало иностранных языков, экономики и права, почему так много математики и физики?

Владимир Библер, кандидат философских наук, руководитель творческого коллектива «Диалог культур», ведущий научный сотрудник ИВГИ РГГУ



См. также:
Преимущества онлайн-казино, или 6 причиниграть в сети
Турниры в онлайн-казино Вулкан
Игровые автоматы казино Вулкан Платинум
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
подарки гостям на свадьбу купитьС хорошей скидкой поддоны деревянные по низкой цене.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005