Методические материалы, статьи

Композиционный анализ. Часть 4.

Эмоциональный план (составление партитуры чувств героя (повествователя) эпического произведения, эмоциональной палитры лирического произведения). При составлении эмоционального плана внимание ребенка переходит от наблюдения за внешними событиями к внутреннему миру героя. Имеет смысл соотнести на уроке два варианта плана к одному произведению — эмоциональный и логический. Это позволит не только увидеть последовательность событий и динамику эмоций героя, но и понять, чем именно вызваны эти эмоции (либо по какой причине был совершен тот или иной поступок).

Если произведение позволяет, полезным будет составить эмоциональный план для каждого из героев произведения. Это позволит лучше понять, как они взаимодействуют друг с другом, увидеть конфликт между ними, найти эмоциональную кульминацию.

Композиционный эксперимент. Суть композиционного эксперимента заключается в сознательном нарушении последовательности эпизодов либо в исключении одного эпизода из канвы повествования.

Данный прием целесообразно использовать в том случае, если дети находятся на достаточно высоком уровне литературного развития, хорошо запоминают последовательность эпизодов, видят причинно-следственные связи между событиями, т.е. адекватно и полно воспринимают содержание произведения. Композиционный эксперимент поможет обратить внимание учащихся на форму, увидеть закономерности построения сюжета, особенности организации автором повествования.

Цель: показать, что любой композиционный элемент, принадлежащий сюжетной схеме (системе персонажей), выполняет в произведении определенную функцию и служит выразителем авторской идеи.

Например, чтобы показать значение эпилога в сказке X. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», учащимся предлагается подумать, изменился бы смысл сказки, если бы отсутствовал последний абзац, сказка заканчивалась бы словами «... Вдруг дверь в комнате распахнулась, ветер подхватил танцовщицу и она порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом — и конец! А оловянный солдатик растаял и сплавился в комочек...»?

Данный вопрос побуждает ребят обратиться к содержанию эпилога сказки, задуматься, какую роль играет этот фрагмент в произведении. Ведь именно в последнем предложении сказки наиболее ярко звучит идея всепобеждающей любви, любви, которая сильнее разлуки и смерти.

Можно предложить детям ответить на вопрос «Как вы думаете, смогла бы история Стойкого оловянного солдатика обойтись без тролля? Почему?»

В этом случае мы формируем у детей представление о том, что каждый персонаж сказки взаимосвязан с другими, является неотъемлемой частью произведения. Размышляя над ответом на этот вопрос, учащиеся на интуитивном уровне постигают суть конфликта. Мысленно исключив из повествования тролля, ребята пытаются воссоздать события сказки без его участия и приходят к выводу, что это невозможно, поскольку этот персонаж воплощает в себе силы Зла, и без его участия станут невозможными завязка и развязка сказки.

Эвристическая беседа. Эвристическая беседа — это универсальный прием, выявляющий функции элементов композиции и позволяющий решать многие задачи. Рассмотрим, как он может помочь при раскрытии содержания понятия «точка зрения». Плодотворным литературным материалом может послужить рассказ О. Кургузова «О чем думал кот».

Цель: формировать умение видеть точку зрения в художественном тексте.

«Сколько героев в рассказе? Чем заняты мама, папа и мальчик?». «Удается ли им понять, о чем думает кот? Почему? Что делает каждый из персонажей?» — эти вопросы помогут дать начальное представление о точке зрения, ввести термин. На вопрос «Узнаем ли мы точку зрения кота?», дети, скорее всего, ответят положительно, указав на последний абзац рассказа. «Обратите внимание, что точки зрения мамы, папы и мальчика выделены как прямая речь. А оформлены ли в тексте мысли кота Лукьяна? («Нет, они даны как авторские слова»). Как вы думаете, кто из героев мог бы произнести последний абзац?» Если учащиеся затруднятся ответить сразу или предложат разные версии, можно помочь им, уточнив, от чьего лица ведется повествование, с чьей точки зрения смотрим на эту историю. Обобщить помогут вопросы: «Узнаем ли мы, о чем на самом деле думал кот? О каком герое хотел нам рассказать автор? Что мы узнали о мальчике, прочитав рассказ?»

Так, через постижение точки зрения в рассказе, анализ элементов графической композиции (оформление прямой речи) ребята постигают идею произведения.

Е. Лебедева



См. также:
Обзор выигрышных слотов
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Для вас продать душу со скидками, в любое время.
Источник http://hairremovals.ru/
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Натяжные потолки, Натяжные потолки новосибирск, Натяжные потолки фото, Цены.. Мы можем изготовить входные стальные двери на заказ по Вашим индивидуальным размерам, кроме этого в нашем магазине представлены широким ассортиментом межкомнатные шпонированные двери, ламинированные двери эконом сегмента и более дорогие премиум двери из массива дерева. Заказывайте в нашей компании натяжные потолки, входные и межкомнатные двери, а мы в свою очередь обеспечим Вам скидки, акции, безупречное качество и хорошее настроение.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005