Методические материалы, статьи

Космология: о чем вы хотели, но боялись спросить

Вопросы, которые зачастую возникают у наших читателей после знакомства с подобными (тем более космологическими) гипотезами, но отнюдь не всегда адресуются редакции, нам хорошо известны. Спектр стоящих за ними оценок весьма растянут: от одобрения и пожеланий печатать в дальнейшем как можно больше новостей с «переднего фронта науки» — пусть даже сомнительных, зато сногсшибательных, — до недоумения, выражаемого фразой «а наука ли это?».

В первом случае слышится неявный упрек в академичности, излишней солидности наших публикаций, особенно если дело касается «мироустроительной» тематики, во втором — откровенное стремление попенять нам за легковесное, «невзвешенное» отношение к однодневным сенсациям и неустоявшимся внутринаучным суждениям. (Характерно, что порой и та, и другая реакции вызываются одной и той же статьей.)

Так можно ли впрячь — без ущерба и для истины, и для привлекательности — в одну телегу работягу-коня науки и трепетную лань популяризации? Проблема, над решением которой бьется не одно поколение «акул и рыбешек» пера, приобретает особо острое звучание, когда под напором новых фактов начинают трещать бастионы только-только сложившихся научных областей.

Похожая ситуация — и не впервые — обозначилась в космологии. Еще живы «борцы» с теорией расширяющейся Вселенной. Не так много воды утекло и с тех пор, как мы рассказывали о появлении инфляционного сценария ее эволюции. Не раз писали о трудностях, с которыми сталкивается модель Большого Взрыва — Биг Бэнга, и как эти препятствия пытаются обойти ученые. Однако просто не с чем сравнить интенсивность информационного — нет, не потока, а потопа, хлынувшего «с небес» и буквально затопившего нас своими противоречиями в последние годы ушедшего столетия и в первые же месяцы века наступившего.

Прикажете ждать? Хорошо бы тогда знать, «когда спадет вода», унеся с собой щепки информационного мусора, и внимательно присмотреться к тому, что отстоялось. Да вот почему-то никто не дает отмашки, что наводнение пошло на убыль, как бы не наоборот. Отказавшись от выжидательной тактики, мы, тем не менее, не пытались объять необъятное и хвататься за любую из множества сенсаций, а выбирали наиболее, на наш взгляд, структурообразующие элементы нарождающегося знания.

И вот что любопытно! Черновики новейшей космологии, лихорадочно исписываемые на наших глазах — все в пометках, кляксах, перечеркиваниях, многочисленных вариантах, — заставляют по-иному смотреть и на вроде бы уже набело переписанные страницы ее недалекого прошлого. Не напоминает ли это вам не столь давние перипетии отечественной истории?

Вообще подход, включающий текущие научные события вплоть до спекуляций в историческую перспективу, видится нам весьма плодотворным. Таким взглядом на происходящее, несомненно, обладает Рафаил Нудельман — автор материалов, составивших эту «Тему номера». А населяющие ее герои с их ошибками, страстями, прозрениями и заблуждениями перестают казаться небожителями и словно спускаются к нам из своих обсерваторий, чтобы помочь из пестрого лоскутного ковра идей и гипотез выкроить гобелен с изображением нового звездного неба.



См. также:
Курсы английского языка для школьников в центре «Милленниум»
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005