Методические материалы, статьи

Критерии и уровни речевого развития младшего школьника. Часть 1.

Литературное творчество как одно из направлений литературного развития школьников предполагает создание ребенком письменных и устных сочинений разных жанров. В сочинении ребенка проявляется уровень владения им речью как средством самовыражения, общения, познания. Таким: образом, уровень речевого развития ребенка выступает одним из показателей его литературного развития.

С точки зрения лингвистики, текст — отнюдь не любая последовательность предложений на определенную тему. Текст — это целостная система, отражающая единство содержательной, структурной и языковой сторон. Системообразующим звеном этой системы является авторский замысел, поэтому все элементы текста рассматриваются с точки зрения подчиненности авторскому замыслу, т.е. тому, насколько успешно этот замысел реализован через содержание, композицию и речевое оформление сочинения.

При оценке содержания работы учитывается наличие авторского замысла, его оригинальность, последовательность его воплощения, содержательность речи, т.е. создание у адресата адекватного замыслу представления о предмете речи.

При оценке композиции учитывается соответствие структуры текста авторскому замыслу и избранному типу речи, целостность, наличие или отсутствие отклонений от замысла, логичность речи.

При оценке речевого оформления — наличие и оригинальность словесного образа, раскрывающего авторский замысел, богатство, выразительность и эмоциональность речи, адекватность используемых изобразительно-выразительных средств замыслу, стилевое единство текста.

Наличие речевых ошибок и недочетов, безусловно, учитывается при определении уровня речевого развития, но не является основным показателем. Для того чтобы судить о продвижении ребенка в речевом развитии, необходимо отмечать его успехи, видеть то новое, что появляется в его речи. Наличие речевых недочетов и ошибок часто бывает связано как раз с попыткой создать словесный образ, поэтому каждая ошибка требует вдумчивой оценки учителя.

Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня речевого развития:

1) уровень отсутствия замысла;

2) уровень формального воспроизведения замысла;

3) уровень частичной реализации замысла;

4) уровень образной реализации замысла.

Уровень отсутствия замысла. Содержание сочинений детей, находящихся на данном уровне, или повторяет формулировку задания, или представляет собой перечисление действий, совершаемых персонажами. Дети не могут выстроить сюжет; герои безлики, у них нет характера. Работы этого уровня часто нельзя назвать текстом: они представляют собой набор предложений. Связность текста, предполагающая наличие смысловых и грамматических связей между предложениями, а также цельность как соподчиненность всех сторон текста авторскому замыслу, отсутствуют. Дети не делят свое сочинение на части. Речь бедная, невыразительная, неэмоциональная. Типичные речевые ошибки: нарушение границ предложения, многократные неоправданные повторы. Часто встречаются грамматические ошибки.

Уровень формального воплощения замысла. В содержании сочинения авторский замысел прослеживается, как правило, с отдельными отклонениями в его логической организации. Чаще всего замысел не является оригинальным: он максимально приближен к заданию, однако могут встречаться и отдельные оригинальные детали замысла. Так, например, немалая часть детей этого уровня речевого развития совершают попытку встать на позицию одного из персонажей и написать сочинение от его имени, но не сохраняют эту позицию до конца, сбиваясь на повествование от третьего лица, вследствие чего образ остается формальным.

М. Воюшина



См. также:
Как играть в онлайн-слоты и выигрывать
Игровые автоматы на реальные деньги в режиме онлайн
Преимущества казино в режиме онлайн
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005