Методические материалы, статьи

Критерии и уровни речевого развития младшего школьника. Часть 2.

Непоследовательность замысла сказывается в нечеткости композиции. Это проявляется в наличии логических нарушений в повествовании, лишних деталей, нарушении причинно-следственных и временных связей. Текст сочинения или вообще не делится ребенком на части, или это деление не выдерживается до конца.

Как правило, по типу речевой организации это текст-повествование. Речевое оформление текста говорит о том, что учащиеся затрудняются в выборе средств создания словесного образа. Создать целостный словесный образ им не удается, хотя отдельные образные детали дети используют. Речь бедная или средняя, невыразительная, неэмоциональная, преобладает нейтральная лексика, использование изобразительно-выразительных средств не всегда уместно.

По сравнению с предыдущим уровнем речевого развития в детских работах уже намечаются связи между содержательной, структурной и языковой сторонами текста, но эти связи еще носят формальный характер, т.е. не дают ребенку возможности создать полноценный образ в гармоничном единстве трех сторон текста.

Уровень частичной реализации замысла. Замысел сформулирован или прослеживается в работе, но могут встречаться отклонения от него. Как правило, это замысел собственный, оригинальный, либо с отдельными оригинальными деталями. Если ребенок ведет повествование от первого лица, то пытается передать точку зрения персонажа, выразить его чувства, дать оценку описываемых событий.

Для композиции сочинений этого уровня характерна несоразмерность частей. Как правило, введение превосходит по размеру основную часть: начиная подробно разрабатывать свой замысел, ребенок устает и к концу работы неоправданно быстро сворачивает повествование. Но при этом в сочинении прослеживается логика развития замысла, дети структурируют свой текст, хотя выделение частей не всегда удачно. В повествование часто включаются элементы описания.

В речевом оформлении работы обращает на себя внимание стремление ребенка к использованию разговорного стиля, введению диалога, фразеологизмов. Дети начинают активно пользоваться знаками препинания (в основном многоточием и восклицательным знаком) как средством передачи настроения. Созданные детьми образы нуждаются в дальнейшем совершенствовании, главным образом в поиске таких изобразительно-выразительных средств, которые способствовали бы созданию более глубоких связей между всеми сторонами текста.

Уровень образного воплощения замысла. Этот уровень характеризуется гармоничным единством трех сторон текста, творческой реализацией замысла, собственной интерпретацией предложенного сюжета, созданием словесного образа. Композиционное и языковое оформление полностью подчинено реализации замысла. Речь богата, эмоциональна, образна, выразительна, хотя могут встречаться отдельные речевые недочеты.

Для выпускника начальной школы возрастной нормой можно считать уровень частичной реализации замысла; способность к образной реализации замысла свидетельствует о высоком уровне литературного развития; формальное воплощение замысла — о низком уровне, а уровень отсутствия замысла — о серьезном отставании в литературном развитии ребенка.

М. Воюшина



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Ремонт жк телевизоров, плазменных и ЛСД-панелей, а также кинескопов Они знают, как это делать, а мы знаем, как все исправить. При ремонте жк телевизора Samsung и других моделей мы заменяем вышедшие из строя детали новыми, качественными элементами. Существует несколько простых правил, соблюдение которых позволит сохранить работоспособность вашего ТВ на долгое время.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005