Методические материалы, статьи

Лингвистическое содержание обучения фонетике и графике. Часть 1.

В программе начальной школы говорится, что изучение звукового строя языка необходимо для углубления и систематизации знаний по фонетике и графике, полученных детьми в период обучения грамоте, и направлено на развитие фонематического слуха и орфографической зоркости.

Ознакомимся с программой по русскому языку начальной школы.

Целью изучения фонетики и графики в начальной общеобразовательной школе является формирование представления:

  • о наименьшей звуковой единице звучащей речи — звуке и основной функциональной единице языка — фонеме (без построения определения этого понятия);
  • об основной письменной единице — букве, знаке препинания — графеме;
  • о некоторых нормах произношения и правописания.

Учащиеся начальных классов овладевают следующими фонетико-графическими умениями:

  • вычленение звуков в словах;
  • определение их последовательности;
  • распознавание звука и буквы;
  • правильное произношение звуков и правильное называние буквы, воспроизведение алфавита;
  • различение гласных и согласных звуков, парных звонких и глухих согласных;
  • правильное произношение твердых и мягких согласных звуков в слове и вне слова, обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами (е, ё, и, ю, я) и мягким знаком ь;
  • деление слова на слоги, нахождение и выделение в слове ударного слога.

За время обучения в начальной школе у учащихся формируются следующие навыки:

  • различение звукового и буквенного состава слова;
  • перевод слов, предложений, некоторых текстов устной речи в письменную (и наоборот) на основе изученных законов языка;
  • использование полученных знаний в речевой практике;
  • расширение индивидуального словаря.

Рассмотрим, что представляет собой фонетическая и графическая система языка, с которой начинают знакомиться дети в начальной школе.

С помощью звуковых средств языка человек выражает свои мысли в устной речи. Если рассмотреть нашу речь с фонетической точки зрения, то она представляет собой звуковой поток, в котором можно выделить фонетические единицы. Самая крупная фонетическая единица — это фраза, представляющая собой законченное по смыслу высказывание (предложение и фраза могут совпадать, но чаще предложение состоит из нескольких фраз). Каждая фраза имеет свою интонацию (повествование, вопрос или восклицание). Очень важно понимать, что в методике преподавания русского языка различаются предложения по цели высказывания — повествовательные, вопросительные и побудительные и по эмоциональной окраске — восклицательные и невосклицательные. Если автор ставит целью сообщить о чем-либо, то он использует повествовательную интонацию (предложение повествовательное: Приятно пахнет черемуха), если цель автора — спросить о чем-либо, то он использует в своей речи вопросительную интонацию (предложение вопросительное: Что нам нужно для счастья?), если же автор желает побудить собеседника к действию, то интонационно предложение может быть повествовательным, побуждение выражается грамматическими средствами языка (побудительное предложение: Ты мне дай совет). Если же автор привносит дополнительную эмоциональную окраску в собственное высказывание, он передает его с восклицанием. Восклицательными могут быть повествовательные предложения: Как прекрасен этот мир!; вопросительные: Кто может проникнуть в тайны чужих мыслей!; побудительные: Да приснятся тебе самые красивые сны!

Когда мы произносим фразу, мы делаем паузы, т.е. бессознательно делим свою речь на речевые такты. Каждый такт состоит из фонетических слов — частей речевого такта, объединенных одним ударением (в отличие от лексических фонетическое слово может содержать в себе предлоги, союзы, частицы: из лесу, под руки). Фонетическое слово, в свою очередь, делится на слоги. Слог — это часть фонетического слова, которая произносится одним толчком воздуха на выдохе. Сочетание звуков, образующих слог, характеризуется повышением звучности, так как основным законом организации русского слога является принцип восходящей звучности.

При произнесении слов, состоящих из нескольких слогов, один слог обязательно выделяется — произносится отчетливо, с большей силой и длительностью, такой слог называется ударным. Слог делится на еще более мелкие единицы — звуки. Звук — это наименьшая единица звучащей речи, произносимая за одну артикуляцию. Все звуки русской речи по наличию музыкальных тонов (голоса) или шумов делятся на гласные и согласные.

Е. Антонова



См. также:
Зеркала игорных клубов
Доставка воды в городе Жуковский
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Смотри здесь купить Apple iphone.

Усиление зданий также читайте.
фильмы 2017 список
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Изготовление ювелирных украшений на заказ Следование модным тенденциям: внимательно следя за последними трендами ювелирного дела, мы ориентируемся на стильные образы, оставаясь оригинальными и непохожими на другие мастерские. Профессионализм: ответственно подходя к каждом отдельному заказу, мы с точностью воплощаем желания клиента, помогаем с выбором украшений и предоставляем детальные консультации по каждой группе товаров. Доступность: ценовая политика мастерской направлена на установление максимально адекватной...

 

купить квартиру в ижевске Жилой дом по ул. Тверской, 55а в Ленинском районе. В районе Малиновой горы. Благоустройство придомовой территории включает в себя площадки для игр и отдыха детей и взрослых, хозяйственные площадки.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005