Методические материалы, статьи

Лингвистические теории конца ХХ века

Лингвистика во второй половине ХХ века не только стала «наукой наук», но и сама испытала на себе огромное влияние времени, превратившись из науки о грамматических формах и их истории в философско-психологическую теорию человеческого мышления и общения. Наука о языке с появлением каждой новой теории и школы все больше становится наукой о сущности человека, о структуре его «ментальности», о способах его взаимодействия с миром и с другими людьми. Мы приводим характеристики разных лингвистических теорий, сложившихся и ставших влиятельными именно во второй половине нашего века.

Генеративная лингвистика

У языка есть особая психическая реальность — с этого утверждения начался переворот в лингвистике; произвели его отцы-основатели генеративной (порождающей) грамматики, прежде всего Хомский.

Психическая реальность языка — это его универсальная, для всех языков Земли одинаковая внутренняя структура, заложенная в человеке от рождения; различаются от одного языка к другому только детали внешней структуры. Именно поэтому, усваивая язык, ребенок делает не все мыслимые, а лишь вполне определенные виды ошибок. И ему достаточно немного поэкспериментировать со словами, чтобы установить параметры родного языка.

Следовательно, лингвист не «изобретает» грамматику, пытаясь как-то организовать языковой поток, он ее реконструирует, как археолог реконструирует облик древнего города. Главная цель теории грамматики, по Хомскому, — объяснить загадочную способность человека носить в себе эту внутреннюю структуру языка, использовать ее и передавать следующим поколениям.

Интерпретационизм

Языковые конструкции имеют некую исходную, глубинную, реальную сущность; но их значение каждый «вычисляет» по-своему, исходя из собственного опыта. Каждый как бы добавляет к объективно существующим вещам и событиям свое их толкование. Культура в целом — это набор таких субъективных толкований, которые были признаны и приняты большинством. Поэтому, изучая речь, можно понять картину мира, выработанную в данной культуре.

Задача лингвиста — восстановить исходную сущность слова; кроме того, описать и объяснить структуру человеческого опыта, который на исходное слово наслаивается и придает ему определенные языковые формы.

Категориальные грамматики

Есть базовые элементы (категории) языка; все остальные могут быть объяснены с их помощью. В итоге получите бесконечную пирамиду прозрачно упорядоченных категорий.

Центральная идея Монтегю, самого яркого представителя этой школы: естественный язык, в сущности, ничем не отличается от искусственных, формализованных языков. В «Грамматике Монтегю» алгебраически представлены соответствия между формой и содержанием в языке; получился прекрасный инструмент для математического вычисления многих языковых превращений.

Функционализм

Это несколько пересекающихся школ и направлений, которые изучают язык как средство коммуникации: как он позволяет человеку устанавливать контакт с другим человеком, воздействовать на него, передавать эмоции, описывать реальность и выполнять прочие сложнейшие функции.

Теория прототипов

Говоря «дом», «заря», «справедливость», мы имеем в виду некий мысленный образ предметов, явлений, понятий, относящихся к данной категории. Эти образы-прототипы организуют множество сигналов, которые человек улавливает, иначе он бы с ними не справился. Прототипы меняются с течением времени, каждый оперирует ими по-своему. Тем не менее язык всегда остается «сеткой категорий», через которую мы смотрим на мир. Именно в таком качестве его и следует изучать.

Лингвистика текста

До семидесятых годов самой крупной единицей языка, с которой работали лингвисты, было предложение; в атмосфере триумфа формальных грамматик (вроде грамматики Монтегю) возникла гипотеза, что можно создать и грамматику текста, и она будет совсем иной, нежели грамматика предложения.

Это не вышло хотя бы потому, что не удалось выяснить, что такое текст. Но лингвистика текста выжила, влившись в общее языкознание; теперь она напоминает скорее новый облик текстологии — дисциплины столь же древней, сколь и респектабельной.

Теории речевого действия

Дрейфуя к культурологии, социологии, психологии, лингвисты заметили, что минимальной единицей языка можно назвать не слово, выражение или предложение, а действие: констатация, вопрос, приказание, описание, объяснение, извинение, благодарность, поздравление и так далее. Если взглянуть на язык именно таким образом (теория речевых актов), задача лингви ста — устанавливать соответствие между намерениями говорящего и единицами речи, которые позволяют ему эти намерения реализовать. Примерно ту же задачу, но другими методами решали этнометодология, этнография речи и этносемантика, наконец «анализ разговора».

«Принцип кооперированности»

«Принцип кооперированности», трактовки и иллюстрации которого занимают философов языка вот уже четверть века, был сформулирован П. Грайсом (1967): «Говори в соответствии со стадией разговора, общей (для собеседников) целью и направлением в обмене репликами». Для этого следует соблюдать определенные «максимы дискурса».

В 1979 году эти максимы приняли форму правил, справедливых вообще для рационального поведения людей, взаимодествующих друг с другом. Они предполагают, в частности, понимание всей ситуации, в которой сказанное имело конкретный смысл; например, если человек говорит: «Мне холодно», имея в виду «Пожалуйста, закройте дверь», значит он уверен, что собеседник способен мгновенно из множества вариантов (затопить печь, принести шаль и так далее) выбрать верный.

Когнитивная лингвистика

Эта теория принадлежит лингвистике, пожалуй, столь же, сколь и психологии: она ищет механизмы понимания и процесса речи — как человек усваивает язык, какие процедуры регулируют восприятие речи, как организована семантическая память.

В этой подборке, сделанной по материалам статьи В. Демьянкова «Доминирующие лингвистические теории ХХ века», представлены только теории и направления западной лингвистики, да и то, конечно, не все. Многие лингвисты непременно включили бы в перечень доминирующих «естественную теорию языка», школу Анны Вежбицкой стенфордских лингвистов и, наверное, еще какие-то лингвистические концепции.

Другая история — российская лингвистика последних десятилетий; о ней мы поговорим в будущем на страницах журнала. Тем не менее и приведенных скупых мазков достаточно, чтобы представить общую логику развития лингвистики, ставшей во второй половине ХХ века совершенно новой наукой. Она прошла через формалистические соблазны, создав по ходу этого увлечения массу чрезвычайно полезного, вплоть до компьютерных языков. Последние годы она, решительно качнувшись назад, к гуманитарной сфере, обретает новое лицо…

Ольга Балла



См. также:
Как играть в онлайн-слоты и выигрывать
Игровые автоматы на реальные деньги в режиме онлайн
Преимущества казино в режиме онлайн
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
параплан нн.
Не забудьте указать параметры подходящих веб-студий
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Услуга бухгалтерского обслуживания организаций Мы поможем Вам выбрать требуемый набор бухгалтерских услуг с учетом особенностей Вашей компании. Если Вам нужно бухгалтерское обслуживание мы готовы решить Ваши проблемы, предлагая новые решения в соответствии с Вашими пожеланиями. Доверив бухгалтерское обслуживание Вашей организации нашим специалистам, Вы можете быть уверены в своевременной сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в ИФНС и другие учреждения.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005