Методические материалы, статьи

Методика изучения географии в VII классе. Раздел о главных особенностях природы Земли. Часть 1.

Введение. Во «Введении» на первом уроке в теме «Что изучают в курсе географии материков и океанов» особое внимание уделяется вопросу об изменении в задачах науки географии в области прогнозирования, рационального использования природы и ее охраны; приводятся примеры отрицательного и положительного характера. Необходимо, чтобы ученики поняли целесообразность рационального использования природы человеком. Затем в беседе по карте устанавливаются различия между понятиями материк и часть света, Старый и Новый свет.

На втором уроке в теме: «Карты материков и океанов» в беседе дается представление о том, что карты разделены на три основные группы: по охвату территории, содержанию, масштабу. Задача состоит в том, чтобы показать учащимся разномасштабность картографического изображения, дать понятие о главном масштабе и о том, как пользоваться масштабом в различных частях карты, показать имеющиеся на картах полушарий области искажений. При этом полезно сравнить изображение Гренландии и Австралии на картах. Гренландия фактически в 4 раза меньше Австралии, а на карте кажется почти одинаковой. Учащиеся приходят к выводу, что точное изображение поверхности земного шара можно увидеть только на глобусе. Необходимо сравнить изображение одной территории на различных картографических проекциях. Для этого можно взять не только Гренландию, но и Северную Америку и Африку и показать искажение этих территорий. Весьма эффективно при этом сравнение градусной сети (параллелей и меридианов) глобуса и карты полушарий. Необходимо показать, что на глобусе все линии меридианов равны по длине, а на карте полушарий — различны. На мировой карте в северной и южной частях искажений больше. Главный масштаб — линия нулевых искажений, расположена на экваторе.

Геологическая история Земли. На уроке о происхождении Земли и основных этапах развития ее природы целесообразно показать длительность ее формирования. Важно также путем объяснительного чтения изучить происхождение названий основных геологических эр в истории Земли.

В зависимости от состава класса методические приемы могут быть различны, но применение приема составления смыслового плана с последующей беседой при изучении основных эр в истории Земли в большинстве случаев окажется эффективным.

На уроке на тему: «Происхождение материков и океанов» вначале изучается вопрос о материковой и океанической коре. Рекомендуется беседа с использованием рисунка из учебника и опорных знаний из курса VI класса. Вспоминаются различия в строении океанической и материковой земной коры. Затем изучаются гипотезы о происхождении материков и океанов. Весь материал следует рассматривать с позиций новой глобальной тектоники литосферных плит. Объясняя, учитель раскрывает основное содержание темы, обращаясь к разным гипотезам происхождения материков и океанов. Предполагается, что поверхность Земли когда-то представляла собой сплошную мантию. Движения вещества в мантии и на ее поверхности привели к образованию участков коры океанического типа. Большинство ученых считают, что она была первичной на нашей планете. Под влиянием конвективных движений вещества в верхней мантии возникли складки и сформировались горные области. В горных складках образовались граниты. Таким образом, толщина коры увеличивалась, и постепенно появились выступы материков. О дальнейшем развитии Земной коры мнения ученых расходятся. Одни считают, что материковые выступы со времени образования остались относительно неизмененными. Другие ученые предполагают, что материки растут в результате превращения океанической коры в материковую. Третьи утверждают, что растут океаны, а края материков погружаются в мантию и, расплавляясь, превращаются в кору океанического типа (гипотеза океанизации).

Д. Финаров



См. также:
Электронные информационные курсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005