Методические материалы, статьи

Методика изучения географии в VII классе. Раздел о главных особенностях природы Земли. Часть 2.

В последнее время широкое распространение получила гипотеза литосферных плит. Согласно этой гипотезы, литосфера (до глубины 70—100 км) состоит из плит — крупных глыб (или блоков). Материк — верхняя, наиболее легкая часть плиты.

В литосфере выделяется 13 плит, из них 6 наиболее крупные. Большинство плит включает как земную кору материков, так и океаническую. Между плитами, как правило, находятся глубокие разломы. Плиты перемещаются по вязкому слою мантии относительно друг друга со скоростью 2-3 см/год. При столкновении плит одна плита надвигается на другую, а край другой плиты погружается. При этом образуются или горные пояса, или глубоководные желоба и островные дуги. Наиболее яркие примеры таких границ плит — Гималаи и Курильский желоб. По разломам поднимается вещество мантии, происходит излияние магмы, образуются новые разломы, горсты, грабены, формируются срединно-океанические хребты. Мантия (1000 км) несет на себе кору (10-20 км) как тонкий лист бумаги, местами разрывая его, местами сжимая в складки. Разломы или рифты, в которых обнаружены потоки тепла из мантии, существуют и на материках (Байкальский, Восточно-Африканский, Северо-Американский системы рифтов). В результате раздвижения плит литосферы произошло образование океанических впадин. В местах расхождения и столкновения литосферных плит находятся подвижные области Земли с вулканами и землетрясениями. Сейсмические и вулканические пояса совпадают с рифтами Земной коры на суше, срединно-океаническими хребтами и глубоководными желобами.

Гипотеза литосферных плит объясняет развитие материков и океанов. Ядра материков — древнейшие, устойчивые участки Земной коры — плиты. Древние до-кембрийские платформы и материки представляют собой лишь самую верхнюю часть литосферных плит. В местах столкновения литосферных плит образовались подвижные области — горные сооружения. Вокруг платформ наращивались горные пояса. На границе плит образовались крупные месторождения рудных полезных ископаемых магматического происхождения.

Литосфера и рельеф Земли. Второй урок в теме — «Литосфера и рельеф Земли» — начинается беседой с использованием физической карты полушарий о выяснении понятия «Основные формы рельефа Земли». Что такое рельеф Земли? Ученики дают ответ на базе знаний начального курса: это совокупность неровностей поверхности Земли. Он объединяет естественные формы неровностей различных размеров и происхождения. Объяснения сопровождаются «путешествием» по физической карте полушарий. Основные и самые крупные формы рельефа Земли — это материки и океанические впадины. Уже в их пределах выделяют равнины и горы, это следующая по размеру и происхождению группа форм рельефа. На знакомом учащимся примере равнин (Какие равнины вы знаете? Где они находятся?) устанавливается связь ее тектонического строения, истории ее образования и современного облика.

Горные системы образуются в подвижных областях, на стыках литосферных плит вследствие горизонтальных и вертикальных движений земной коры. Например, при схождении двух плит в кайнозойское время (альпийская складчатость) образовались Гималаи. Далее рассматривается причина образования горных систем и их этапы развития (от активного роста до эпох выравнивания и обновления — сводово-глыбовых поднятий). Приводятся примеры гор, принадлежащих к разным этапам тектонической активизации и складкообразования: байкальской, каледонской, герцинской, мезозойской и кайнозойской. Для закрепления знаний необходимо нанести горные системы на контурную карту, выделив разновозрастные области тектонической активизации.

В ходе беседы учащиеся должны понять закономерность, что рельеф — это результат взаимодействия эндогенных и экзогенных сил, и сформулировать новое более полное определение гор. В истории нашей планеты рельеф становится все более сложным: рельеф — это совокупность неровностей поверхности Земли, образовавшихся в результате взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов, при ведущей роли первых.

Д. Финаров



См. также:
Самые популярные стратегии онлайн-ставок
Микрозаймы на карту – быстро и удобно
Современные курсы ораторского мастерства
Порядок и особенности оформления инвалидности
Праздник в каждый дом
Все что вы хотели знать об онлайн-слотах
Зеркала игорных клубов
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
резервная дизельная электростанция в краснодаре
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Грузовые авиаперевозки по России Тарифы действует с 10.02.2017г. Приносим извинения, на данный момент тарифы недоступны, уточняйте стоимость перевозок у менеджеров компании. телефон: (495)744-68-45, (926)576-72-66.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005