Методические материалы, статьи

Методика изучения географии в VII классе. Раздел о главных особенностях природы Земли. Часть 3.

Необходимо обратить внимание школьников на особенности расположения крупных форм рельефа и на существующую закономерность: крупные равнины земного шара сформировались на платформенных участках земной коры. Пояса складчатости фиксируются в рельефе высокими и высочайшими горами и горными странами. Зоны горного рельефа на дне океана (рифтовые зоны) — это линейные области современного горообразования и поступления к поверхности Земли вещества мантии. Более мелкие формы рельефа образуются под действием внешних экзогенных процессов. Например, речные долины — результат эрозионной деятельности водных потоков, а террасы на их бортах — результат накопительной, аккумулятивной деятельности.

В качестве домашнего задания может стать работа с контурной картой по нанесению основных (крупных) форм рельефа: равнин, гор и т.п.

Атмосфера и климаты Земли. Тема «Атмосфера и климаты Земли» изучается на трех уроках. На первом уроке в беседе изучается роль атмосферы в жизни Земли, а также рассматриваются закономерности распределения температуры воздуха и атмосферного давления в приповерхностном слое, выясняются возможности человека управлять погодой. Затем учащиеся знакомятся с тематической комплексной картой из группы карт «Климатические карты» и с картами отдельных составляющих климата: температур (изотермы), давления (изобар), осадков и т.д. Почему в одно и то же время температура приповерхностного слоя воздуха понижается при удалении от экватора? Для ответа необходимо вспомнить рисунок из учебника VI класса о зависимости величины поступления солнечного тепла от угла падения солнечных лучей на дневную поверхность и соответствующего распределения величин атмосферного давления (по поясам) по рисунку учебника и схеме, представленной учителем на доске. На втором уроке изучается природа формирования и схема распределения осадков на Земле, пути перемещения воздушных масс, характеристики и траектории постоянных ветров. На доске уместно привести схему общей циркуляции атмосферы. На третьем уроке изучаются основные типы климатов как совокупности и последовательности состояний погоды и схемы их естественного распределения По территории планеты (климатические пояса). Объяснение и беседа — основные методические приемы этого урока. По карте устанавливается местоположение и границы четырех основных климатических поясов: экваториальный, тропический, умеренный и арктический (антарктический). Сезонное перемещение границ основных поясов — причина образования переходных климатических поясов. Изучение климатических поясов может быть выполнено в форме самостоятельной работы по нанесению их на контурную карту с последующей беседой.

Гидросфера. Мировой океан — главная часть гидросферы. Структура темы «География Мирового океана» значительно отличается в разных учебниках. В учебнике Д. П. Финарова с соавторами даются характеристики как Мирового океана в целом, так и отдельных океанов в первом разделе. В учебнике В. А. Коринской с соавтора ми в первом разделе освещается общая характеристика Мирового океана, а отдельные океаны рассматриваются в разделе о материках и океанах.

В начале изучения темы необходимо в беседе и работе с картой воспроизвести опорные знания учащихся о рельефе дна Мирового океана, полученные при изучении «Начального курса физической географии». Необходимо сравнить основные формы рельефа котловин (шельф, материковый склон и ложе океана) различных океанов. И лишь после этого переходить к характеристикам водных масс и поверхностных течений. Особенно важно сформировать понятие о закономерностях образования поверхностных холодных и теплых течений, а также круговых движений поверхностных течений в Атлантическом и Тихом океанах. Сначала учителем объясняется формирование системы течений в северной части Атлантического океана, которое целесообразно сочетать с элементами беседы, привлечением опорных знаний о течениях из VI класса. В процессе объяснения показываются течения на карте и рисуется схема течений на доске, а ученики наносят течения и их названия на контурную карту.

После установления условий образования стокового теплого течения Гольфстрим, выясняются причины образования Северо-Атлантического течения, а затем холодного Канарского течения.

Д. Финаров



См. также:

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
По низким ценам наркологическая клиника адрес в москве недорого и со скидкой.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Представляем вам новую экшн-камеру BulletHD Jet X! Это компактная, лёгкая видеокамера с матрицей 20 МПикс и широкоугольным объективом, оснащённая надёжными креплениями для экстремального спорта и снимающая видео в разрешении 1080p@30 и 1080@60i! Камеры серии Jet оснащены дисплеем для удобной настройки, управления и просмотра видео и фото, а широкий функционал позволит вам выбрать идеальные параметры видеосъёмки. Посмотреть полностью

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005