Методические материалы, статьи

Методические принципы организации работы с познавательной литературой. Часть 2.

Принцип целостности и принцип избирательности. Задача формирования системного мышления, умения видеть связи явлений, воспринимать мир целостно — одна из главных задач и процесса обучения в школе, и познавательной литературы. Целостное рассмотрение текста предполагает установление связей между всеми его элементами, целостное изучение познавательного материала — включение новых сведений в уже имеющиеся у ребенка знания, установление связей между известным и новым. Принцип избирательности предупреждает об опасности «разжевывания» материала, о вреде слишком подробного рассмотрения всех аспектов книги, ведущего к повторению выводов, топтанию на месте. Искусство учителя состоит и в том, чтобы уметь вовремя остановиться, оставить ученику простор для самостоятельного поиска, не «закрыть» интерес к проблеме.

Принцип синтеза. Любой урок завершается этапом обобщения. При изучении познавательной книги в зависимости от того, что было центром урока, обобщение может строиться по-разному. Если осваивались особенности построения познавательного текста как произведения литературы, то на этапе обобщения устанавливаются связи между содержанием познавательного материала и формой его подачи. Если в центре внимания были сами природные или научные закономерности, обобщение связано с включением новых знаний в систему уже имеющихся. Если центральная задача урока — обучение способам переработки и запоминания информации, обобщение связано с операционной стороной деятельности, с формируемыми интеллектуально-речевыми умениями.

Принцип направленности на совершенствование навыка чтения. Этот принцип реализуется на каждом уроке литературного чтения. Специфика совершенствования техники чтения при работе с познавательной книгой сказывается в повышении доли просмотрового чтения — чтения, обеспечивающего поиск нужной информации.

Принцип направленности на литературное развитие ребенка, (формирование у него начальных литературоведческих представлений, знаний об окружающем мире и системы интеллектуально-речевых умений). Литературное развитие ребенка предполагает его продуктивное общение не только с художественной, но и с познавательной литературой, полноценное восприятие которой требует владения умениями извлекать и присваивать познавательную информацию. Одна из главных задач начальной школы — научить ребенка различать, какой перед ним текст — познавательный или художественный, — и в соответствии с этим выбирать цели и способы общения с произведением. Таким образом, литературное развитие младшего школьника в области познавательной литературы будет связано с овладением интеллектуально-речевыми умениями, соответствующими специфике текста, с приобретением знаний о видо-жанровой специфике познавательной литературы, расширением читательского кругозора в данной области и развитием интереса к познавательной книге и самому процессу познания.

Интеллектуально-речевые умения, формируемые на уроках литературного чтения, — это способы извлечения, понимания и усвоения познавательной информации, содержащейся в тексте. Важно, что эти способы не зависят от предметной области знаний, поэтому они могут использоваться и при работе с текстом школьного учебника по любой дисциплине. Система интеллектуально-речевых умений формируется на протяжении всех лет обучения. Для начальной школы наиболее актуальными являются следующие аналитические умения, которые облегчают понимание познавательного текста:

  • умение определять тему и основную мысль текста;
  • умение выделять известную и новую информацию;
  • умение задавать познавательные вопросы к тексту;
  • умение составлять план текста.

    М. Воюшина



См. также:
«Вулкан Платинум» распахивает свои двери для гостей
Мир восхитительного азарта и развлечений ждет вас в гости
Все о бесплатных играх
Горнолыжное снаряжение и его типы
Керамика раку: простота, вмещающая космос
Игровые автоматы: бесплатно или на деньги?
Бонусы: липкие и обычные
Все о грамотном бонус-хантинге
Полиграфические и копировальные услуги в Москве
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005