Методические материалы, статьи

Методические принципы организации лексического материала. Часть 3.

Под организацией лексического материала понимается психологически и методически обоснованное группирование лексических единиц по определенным критериям групповой общности. Объединение в группы и ряды делается либо для систематизированной обозримости усваиваемого материала, либо для совместного изучения, либо для того и другого. Это не означает, что включенные в группы единицы будут введены одновременно. Они могут предъявляться по одной, но обобщаться в этой группе. Имеются в виду специфические, часто небольшие по численности группы лексики, которые совершенно необходимы, так как лексика для усвоения нуждается в систематизации.

Следует учитывать всю сложность и многоплановость как лексики в целом, так и конкретного слова как единицы этой подсистемы. Группировка слов должна быть такой же многоплановой. Слова систематизируются по разным признакам в зависимости от того, какие характеристики слова будут учитываться в конкретный момент учебного процесса. Необходимо принимать во внимание не только внутриязыковую и межъязыковую интерференцию, особенности формы и значения, но и стилистическую принадлежность, ограниченность сферы употребления слова в системе русского языка.

Методическая типология лексики, основанная на системно-структурном и системно-функциональном подходах к описанию лексики и обучению ей, создает благоприятные условия для снижения трудностей при усвоении иноязычных слов, так как ассоциативные процессы способствуют запоминанию.

Существуют предполагаемые трудности, которые должны быть учтены при организации лексического материала. В процессе узнавания и понимания слов иностранными учащимися большие затруднения может вызывать графическое сходство слов, например пробить — пробыть, забытый — забитый. Это связано с внутриязыковой интерференцией. Возникает проблема обучения иностранных учащихся приемам языковой догадки, способствующих облегчению и ускорению понимания читаемого (слушаемого). Для успешного овладения приемами догадки на основе законов словообразования русского языка необходимо научить иностранных учащихся анализировать целый комплекс данных, сопоставлять известное с неизвестным, используя различные виды переноса. Овладение продуктивными словообразовательными моделями как схемой образования производных значительно облегчает и ускоряет понимание незнакомых слов. Обучающийся в ходе выделения и перераспределения знакомых элементов в слове получает возможность формировать новые связи, которые содействуют его дальнейшей аналитико-синтетической деятельности.

Существенное влияние на формирование лексического значения производных оказывают суффиксы, но это зависит как от четкости словообразовательного значения суффиксов, так и от характера производящих слов. Производящее может влиять также и на стилистическую окраску суффиксального производного, что вызывает определенные трудности у изучающих русский язык как иностранный. Затруднения вызывает понимание слов, сходных по наличию у них одинаковой основы, но отличающихся по словообразовательным элементам, например потребитель, потребительский, потребление, потребительство, так как семантика производного обычно не является суммой сем составляющих слово морфем, а характеризуется определенной степенью идиоматичности. Рассмотрение производных слов в методике преподавания русского языка как иностранного с точки зрения их семантизации и создавания на этой основе потенциального словарного запаса учащихся приводит к осознанию тесной взаимосвязи, взаимообусловленности словообразования и лексики, к необходимости объединения на определенном уровне словообразовательной и лексической семантики. Эта необходимость оправдана тем, что и ученые, занимающиеся исследованием словообразования, лексикологии указывают на двойственную природу, сложную, многокомпонентную структуру семантики производных.

Т. Матвеева



См. также:

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
С одинаковой лёгкостью вы сможете заказать Автозапчасти в Киеве или Николаеве.. Хотя, зачастую этот тип товара идет на порядок дороже и многие рассматривают заменители с целью финансовой экономии. Подыскивая аналог стоит учитывать две возможности: найти Автозапчасть именно под свою модель автомобиля, но другого производителя; или найти подходящую деталь от другого авто, которая взаимозаменяема. В первом случае вы можете выбрать аналог продукции завода изготовителя транспортного средства и не переплачивать за "бренд".

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005