Методические материалы, статьи

Методические принципы организации лексического материала. Часть 8.

Дефиниция применяется для семантизации лексических единиц, обозначающих научные понятия какой-либо области знания: Синонимы — слова, одной и той же части речи, имеющие полностью или частично совпадающие значения.

Толкование (с помощью простого или сложного словосочетания). Является менее строгим: продукты. — то, что используют для еды; бежать — быстро двигаться; ворваться — войти силой, неожиданно.

Комментарий. Используется для более обширного пояснения значения семантизируемого слова, чаще всего имеющего дополнительный фон.

Сразу после семантизации желательно давать упражнения на закрепление парадигматических — подбор синонимов, антонимов, замена в контексте близкими по смыслу и. п. — и синтагматических (составление словосочетаний, предложений и т. п.) связей. Часто на практике преподаватели включают большое количество лексических упражнений сразу после введения новых слов, предполагая, что это может обеспечить прочное усвоение. Данные психологии свидетельствуют о том, что забывание сильнее в первые дни после сообщения нового. В дальнейшем эти слова, как правило, не составляют предмета специальных учебных усилий, т. е. обучение носит неоправданно концентрированный характер. Но необходимо обеспечивать распространенность во времени, так как проведение повторений непосредственно одного за другим дает меньший эффект, поэтому система обучения лексике должна быть направлена на устранение излишней концентрированности. В связи с этим целесообразно:

  • давать лексические единицы для записи в словарные тетради;
  • включать предъявляемые слова в группы в зависимости от степени трудности слова и его типологических особенностей, при этом стремиться, чтобы слово вошло в максимально большее количество разнообразных групп;
  • включать изученные слова по возможности во все типы лексических упражнений и выполнять упражнения как на уроке, так и при подготовке домашнего задания;
  • представить все слова в повторительных фрагментах уроков.

Таким образом обеспечивается распределенное обучение лексике, которое намного эффективнее концентрированного, сразу после введения. На практике трудно установить оптимальное количество повторений для каждой лексической единицы. По этой причине необходимо большое количество упражнений на отработку парадигматических, синтагматических, деривационных и других связей слов.

Лексика записывается студентами в словарные тетради. Слова записываются не в последовательности появления в обучении и не в алфавитном порядке, а в результате группирования по темам, словообразовательным типам, синонимическим / антонимическим рядам и т. п. В таком случае слово встречается в тетради многократно, в разных группах, что способствует формированию и закреплению ассоциативных связей. Слово записывается в исходной форме с указанием наиболее типичных словосочетаний, дается перевод на родной язык с указанием на объем значения и совпадение (несовпадение) понятий в контактирующих языках. Эти записи можно использовать как опоры при выполнении различных заданий, их целесообразно дополнять новыми словами, обнаруженными при самостоятельной работе, что пополняет пассивный словарь студентов.

В результате организации работы с лексическим материалом на основе учения о формировании оптимальных для усвоения ассоциативных связей слов усвоение лексики происходит эффективно, так как это естественный путь усвоения, присущий механизмам нашей памяти и речи. Это способствует увеличению объема запоминаемой лексики и обеспечивает прочное усвоение и функционирование механизмов речи в соответствии с системой изучаемого языка.

Т. Матвеева



См. также:
Как определить надежность интернет-казино
Популярность онлайн-казино в России
Сравнение онлайн и офлайн-казино
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005