Методические материалы, статьи

Методический подход к преподаванию изобразительного искусства. Часть 3.

В преподавании, как и во всяком искусстве, требуются вдохновение, интуиция, находчивость, творческий подход к делу. Иногда учителю надо оживить урок, внести какие-то изменения, а иногда и перестроить экспромтом весь урок в связи с неожиданно возникшей обстановкой. Например, излагается новый материал, но учащиеся не усваивают его, материал оказывается непосильным для этого состава учеников. Учителю приходится умело вернуться к старому и подавать новый материал небольшими дозами, увязывая его со старым. В этом смысле работу педагога можно сравнить с творчеством композитора. Вот это умение владеть учебным процессом, умение вовремя, иногда экспромтом, перестроить свой урок и требует особого искусства. Здесь очень важно быть находчивым, не выпускать учеников из поля зрения, все время привлекая их внимание к основной теме урока, комбинируя теоретическое изложение с показом иллюстрированного материала, а иногда, а возможно и чаще педагог берет конкретный материал и показывает, как можно несколькими правильными движениями достичь желаемо результата, нужной формы или цвета.

Преподавательская работа по своей природе деятельность созидательная, живая. Руководитель ИЗО должен творчески подходить к делу, так как он имеет дело с живыми людьми, и работать по трафарету, по шаблону не может. Это мы видим даже тогда, когда педагогу приходится повторить одно и то же дважды. Например, ребята рисуют по памяти пейзаж. Руководитель студии объясняет, как следует методически последовательно его изображать, как анализировать форму предмета и как использовать результаты анализа в работе. Для наглядности преподаватель показывает методическую последовательность построения изображения, обращается к ребятам с вопросами, дает ответы, поясняет изображения. Только после этого можно приступить к работе. Однако, учитель замечает, что кто-то не справляется с заданием. Тогда он останавливает работу учащегося и снова концентрирует внимание всех на данной теме урока. Однако методика изложения учебного материала становится иной. Учитель уже не только подробно разъясняет каждый этап работы, но и рисует предмет на доске, показывает технику работы.

Методика как искусство преподавания состоит в том, что учитель должен уметь правильно подойти к ученику, сразу увидеть, в чем он нуждается, и вовремя оказать ему помощь. Изложения учебного материала должно быть простым и ясным. Более того, задача учителя состоит в том, чтобы сложные понятия раскрыть перед учениками в наиболее простой и доступной форме.

В особенности это необходимо, когда речь идет о научных положениях искусства, которые неизвестны учащимся. Педагог знакомит школьников с терминологией, помогает понять содержание формулировок.

Повышение педагогического мастерства неразрывно связано с любовью педагога к своей деятельности. Преподавание требует такой же любви и страсти, как вообще всякое искусство.

А. С. Чеснокова (1908 - 1988) была не только блестящим живописцем, ее работы во всех музеях, в том числе и Русском музее, музее Академии художеств, но и еще была очень талантливым педагогом, преподавала сначала в училище им. В. Серова (ныне училище Рериха) затем в Ленинградском художественно-графическом педагогическом училище.

Именно в этом училище проявился ее несомненный талант педагога, давшего не одному ученику путевку в творческую жизнь, многие стали прекрасными художниками, разъехавшись по всей России. Ее методика была безукоризненна, отшлифована, как драгоценный камень. О ней очень тепло отзывались все, кто с ней был знаком, а среди них известнейшие художники такие, как Е. Е. Моисеенко, М. Аникушин и другие. И сама А. С. Чеснокова часто говорила, что преподавание очень много дает ей возможностей по другому смотреть на свои, создаваемые произведения. Если педагог всего себя отдает ребятам, то такая работа полна захватывающего интереса, неожиданных находок, увлечений, поисков и хороших результатов. Ребята часто забывают о других делах, и нет сил оторвать их от таких занятий.

А. Борисов



См. также:

Услуги клининговых компаний
Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Уничтожение тараканов, клопов, насекомых, грызунов Дезинсекция. Это комплексное уничтожение насекомых, как в жилых, так и не жилых помещениях. В процессе дезинсекции происходит полная обработка помещения, где разместились вредоносные насекомые, а также обрабатываются щели, через которые они могут проникнуть внутрь.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005