Методические материалы, статьи

Методы формирования морфологических понятий.

На начальном этапе обучения младшие школьники более подробно знакомятся с такими частями речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол, и рассматривают их с нескольких сторон: 1) что обозначает слово этой части речи; 2) на какие вопросы отвечает; 3) как изменяется и какие постоянные категории имеет; 4) каким членом предложения является; 5) какие имеет окончания; 6) как образуется.

Представление о частях речи у младших школьников формируется постепенно. Так, в конце I класса и во II классе школьники знакомятся с основными частями речи по семантическому вопросу, по нему же учатся определять эти слова в предложении или тексте. В III классе ученики определяют лексико-грамматические и морфолого-синтаксические признаки каждой части речи, формулируют определение. В IV классе углубляются знания о способах изменения слов каждой части речи. Формируются навыки правописания окончаний.

Рассмотрим основные методы формирования морфологических понятий в начальной школе: это наблюдение над фактами языка, морфологический разбор, реконструкция и конструирование.

Метод наблюдения над фактами языка может быть представлен следующими приемами.

1. Сопоставление лексического и грамматического значений слов, например: Прочитайте слова, определите их лексическое значение, догадайтесь, что их различает:

  • бег — кто?/что? — 'быстрое отталкивание человека ногами от земли'; имя сущ., нариц., неодуш., м.р., 2-е скл. (указываются в данном случае только постоянные признаки, так как слово дано вне контекста);
  • бегать — что делать? — 'действие, процесс быстрого отталкивания ногами от земли'; глагол, неопред. ф., несов. в.

2. Сопоставление словоформ одной парадигмы для выяснения их постоянных качеств: прыгал — прыгала — прыгать; бегал — бегала — бегать и т. п. Делается вывод, что слово изменяется от неопределенной формы (ничего нельзя определить — «сигналом» служит вопрос что делать? и -ть до прошедшего времени («сигнал» — суффикс -л-), а в прошедшем времени по родам .

3. Сопоставление словоформ одной парадигмы с орфографическими целями (например, просклоняем существительные 1-го склонения с ударными и безударными окончаниями: страна, земля, картина, цапля).

Столбики словоформ с выделенными окончаниями наглядно свидетельствуют, что ударные и безударные окончания в конкретных падежах совпадают, следовательно, по образцу ударных окончаний можно проверить написание любой словоформы, изменяющейся по 1-му склонению (также и по 2-му, и по 3-му).

Морфологический разбор применяется для закрепления знаний о категориях части речи, ее постоянных и непостоянных признаках.

Веселая лягушка жила в одной реке.

1. Разбираем предложение по членам и определяем роль слова, выбранного для морфемного анализа: жила — сказуемое (что сказывается, говорится о главном слове, называющем предмет обсуждения).

2. Ставим в начальную форму: жила — жить.

3. Определяем часть речи: окончание -ть в начальной форме и суффикс -л- «сигнализируют», что это глагол.

4. Проверяем: у глагола можно определить время (жила — прош. вр.), число (жила — ед. ч.), вид (жила — что делала? — несов. в.) и в прошедшем времени — род (жила — а — ж.р.).

5. Делаем вывод: это глагол несов. в., прош.вр., ед.ч., ж.р., в предложении является сказуемым.

Примеры использования метода реконструкции в начальной школе.

1. Подбор слов какой-либо части речи с той или иной грамматической категорией. Выпишите из текста все имена существительные ед. ч. в Род. п., поставьте их в Род. п. мн. ч. (и подобные задания).

2. Постановка слова в указанную грамматическую форму. Найдите в тексте глаголы и поставьте их в форму наст. вр., ед. ч., 2-го лица (и тому подобные задания).

3. Группировка слов по частям речи. Выпишите из текста имена существительные и распределите их по типам склонения.

Диктанты разного типа (с грамматическим заданием, выборочные с определенными словоформами, свободные диктанты с установкой на воспроизведение определенных грамматических форм и т.п.).

Метод конструирования может быть представлен следующими приемами.

1. Составление слов по моделям определенной части речи. Образуйте имена существительные, обозначающие лиц мужского пола:

  • ист: танк — танкист, флейт(а) — флейтист, куплет — куплетист;
  • ец: мудр(ый) — мудрец, храбр(ый) — храбрец, пе(ть) — певец;
  • ник: путь — путник, лук — лучник, рек(а) — речник.

2. Составление словосочетаний и предложений с изучаемыми грамматическими формами слов по моделям. Составьте предложения со словами, обозначающими род занятий или профессию: врач (ж.р.), диктор (м.р.), секретарь (ж.р.), директор (м.р.). Например: Приходила врач (ж.р.) к соседям. Диктор (м.р.) объяснил причину переноса телевикторины.

3. Сочинения-миниатюры с дополнительным заданием. Напишите сказку об имени прилагательном (и подобные задания).

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Услуги на рынках Форекс и CFD. Лента новостей, аналитика и прогнозы рынкаwww.palto.su Пальто кашемировое мужское
Подробнее на http://doska33rus.ru/
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005