Методические материалы, статьи

Методы формирования морфологических понятий.

На начальном этапе обучения младшие школьники более подробно знакомятся с такими частями речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол, и рассматривают их с нескольких сторон: 1) что обозначает слово этой части речи; 2) на какие вопросы отвечает; 3) как изменяется и какие постоянные категории имеет; 4) каким членом предложения является; 5) какие имеет окончания; 6) как образуется.

Представление о частях речи у младших школьников формируется постепенно. Так, в конце I класса и во II классе школьники знакомятся с основными частями речи по семантическому вопросу, по нему же учатся определять эти слова в предложении или тексте. В III классе ученики определяют лексико-грамматические и морфолого-синтаксические признаки каждой части речи, формулируют определение. В IV классе углубляются знания о способах изменения слов каждой части речи. Формируются навыки правописания окончаний.

Рассмотрим основные методы формирования морфологических понятий в начальной школе: это наблюдение над фактами языка, морфологический разбор, реконструкция и конструирование.

Метод наблюдения над фактами языка может быть представлен следующими приемами.

1. Сопоставление лексического и грамматического значений слов, например: Прочитайте слова, определите их лексическое значение, догадайтесь, что их различает:

  • бег — кто?/что? — 'быстрое отталкивание человека ногами от земли'; имя сущ., нариц., неодуш., м.р., 2-е скл. (указываются в данном случае только постоянные признаки, так как слово дано вне контекста);
  • бегать — что делать? — 'действие, процесс быстрого отталкивания ногами от земли'; глагол, неопред. ф., несов. в.

2. Сопоставление словоформ одной парадигмы для выяснения их постоянных качеств: прыгал — прыгала — прыгать; бегал — бегала — бегать и т. п. Делается вывод, что слово изменяется от неопределенной формы (ничего нельзя определить — «сигналом» служит вопрос что делать? и -ть до прошедшего времени («сигнал» — суффикс -л-), а в прошедшем времени по родам .

3. Сопоставление словоформ одной парадигмы с орфографическими целями (например, просклоняем существительные 1-го склонения с ударными и безударными окончаниями: страна, земля, картина, цапля).

Столбики словоформ с выделенными окончаниями наглядно свидетельствуют, что ударные и безударные окончания в конкретных падежах совпадают, следовательно, по образцу ударных окончаний можно проверить написание любой словоформы, изменяющейся по 1-му склонению (также и по 2-му, и по 3-му).

Морфологический разбор применяется для закрепления знаний о категориях части речи, ее постоянных и непостоянных признаках.

Веселая лягушка жила в одной реке.

1. Разбираем предложение по членам и определяем роль слова, выбранного для морфемного анализа: жила — сказуемое (что сказывается, говорится о главном слове, называющем предмет обсуждения).

2. Ставим в начальную форму: жила — жить.

3. Определяем часть речи: окончание -ть в начальной форме и суффикс -л- «сигнализируют», что это глагол.

4. Проверяем: у глагола можно определить время (жила — прош. вр.), число (жила — ед. ч.), вид (жила — что делала? — несов. в.) и в прошедшем времени — род (жила — а — ж.р.).

5. Делаем вывод: это глагол несов. в., прош.вр., ед.ч., ж.р., в предложении является сказуемым.

Примеры использования метода реконструкции в начальной школе.

1. Подбор слов какой-либо части речи с той или иной грамматической категорией. Выпишите из текста все имена существительные ед. ч. в Род. п., поставьте их в Род. п. мн. ч. (и подобные задания).

2. Постановка слова в указанную грамматическую форму. Найдите в тексте глаголы и поставьте их в форму наст. вр., ед. ч., 2-го лица (и тому подобные задания).

3. Группировка слов по частям речи. Выпишите из текста имена существительные и распределите их по типам склонения.

Диктанты разного типа (с грамматическим заданием, выборочные с определенными словоформами, свободные диктанты с установкой на воспроизведение определенных грамматических форм и т.п.).

Метод конструирования может быть представлен следующими приемами.

1. Составление слов по моделям определенной части речи. Образуйте имена существительные, обозначающие лиц мужского пола:

  • ист: танк — танкист, флейт(а) — флейтист, куплет — куплетист;
  • ец: мудр(ый) — мудрец, храбр(ый) — храбрец, пе(ть) — певец;
  • ник: путь — путник, лук — лучник, рек(а) — речник.

2. Составление словосочетаний и предложений с изучаемыми грамматическими формами слов по моделям. Составьте предложения со словами, обозначающими род занятий или профессию: врач (ж.р.), диктор (м.р.), секретарь (ж.р.), директор (м.р.). Например: Приходила врач (ж.р.) к соседям. Диктор (м.р.) объяснил причину переноса телевикторины.

3. Сочинения-миниатюры с дополнительным заданием. Напишите сказку об имени прилагательном (и подобные задания).

Е. Антонова



См. также:
Демо версии слотов для новичков
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005