Методические материалы, статьи

Методы и приемы изучения основных орфографических правил. Часть 2.

  • Аналитико-синтетические методы:

1. Наблюдение над фактами языка осуществляется с помощью следующих приемов:

  • сравнение слов с целью обнаружения слабых позиций звуков. Например, в группе слов находим пары однокорен-ных, одно из которых с безударным гласным в корне, а другое является его проверочным: лесник, бросок, светлячок, прибивать, находить, вылетать, дворовый, ленивый — прибить, лес, светлый, находка, лётное (поле) бросить, дворник, лень.

Например, в группе слов находим пары однокоренных, одно из которых с парным глухим или звонким согласным в корне, а другое является его проверочным: дорожка, легкий, столб, сугроб, юбка, узкий, холод, дорожный, юбочка, сугробы, столбы, легонький, узенький, холодный',

  • сравнение слов по лексическому значению и по внешнему виду в устной и письменной форме: различение фонем и букв, которыми они обозначаются с целью понимания их смыслоразличительной функции. Например, прочитайте пары слов, объясните, чем они различаются в устной и письменной форме: ряса — раса; люк — лук; пяльца — пальцы; травка — травяной;
  • сопоставление группы слов с одинаковым написанием с целью выявления опознавательных признаков орфограммы. Например, выпишите в столбик словосочетания парами и объясните заглавную букву или ее отсутствие: кошка Крошка, пес Мальчик, город Орёл, река Десна, крошка хлеба, звонкий голосок, болит десна, парит орел, тальник Вова, канарейка Голосок;
  • сопоставление устных слов с их написанием с целью выявления опознавательных признаков орфограммы.

2. Орфографический разбор выполняется по схеме:

  • выписывается слово из предложения, ставится ударение;
  • определяются морфемный состав и орфограммы в каждой части слова;
  • определяются часть речи и его признаки;
  • после определения вида орфограммы, т.е. правила, которое надо применить в каждом случае, устанавливаются признаки, определяющие написание.

Например: выписываем слово из предложения, ставим ударение:

Мальчики боялись, а вдруг он проговорится! (Н. Носов)

Определяем морфемный состав и ошибкоопасные места (орфограммы) в каждой части слова.

а) в приставке пишется о или а?;

б) в корне два безударных звука, что писать о или я?

в) на границе окончания и возвратной частицы -ся есть ь?

Определяем часть речи и его признаки:

проговорится — глагол, буд. время, ед.ч., 3-е л.

Определив вид орфограммы, т. е. правило, которое надо применить в каждом случае, устанавливаем признаки, определяющие написание:

а) в приставке пишется о, так как ее значение «случайно сказать» в отличие от приставки пра- со значением «древнее происхождение» (прадед, праязык);

б) в корне пишутся две о, так как можно подобрать проверочные слова: говор и уговор;

в) на границе окончания и возвратной частицы -ся ь не пишется, так как это определенная форма глагола.

3. Решение орфографических задач:

  • использование грамматических понятий для осознания языковой природы правила. Например, задача: выписать слова 3-го склонения, объяснить их правописание: рожь, ключ, плащ, помощь, скотч, брешь, грош, роскошь, ночь, речь, пустошь. Решение: после шипящих на конце (опознавательный признак орфограммы) существительных (признак, помогающий выбрать нужное правило) 3-го склонения (признак, определяющий написание) пишется ь: рожь, помощь, брешь, роскошь, ночь, речь, пустошь;
  • упражнения с заполнением пропущенных букв в словах.

Например, задача переписать, вставляя пропущенные буквы:

Трудно было пре..ставить, чтобы со мной произошло, если бы пар., ход припозднился. (А. Грин);

  • перевод транскрипции в графическое изображение с последующим объяснением выбора правописания. Например, задача записать слово, как оно слышится, а затем перевести его в буквенную форму.
  • задачи на выделение слов в тестах по определенному заданию, например:

а) определить в каждом ряду слова со вторым ударным слогом, найти и объяснить его правописание:

кормушка, ягода, горькие;

борются, аккорд, молодец;

красивее, борозда, золото;

б) сделать слогоделение всех этих слов для переноса на письме;

в) обведите слова, в которых пишется ъ:

об..устроить, об..езжать, об..радовать; с..вязать, с..организовать, с..язвить;

раз..давать, из..ян, под..обраться;

  • задачи на восстановление вариантов написаний в морфемах (приставках, корнях, суффиксах, окончаниях). Например, распределите в столбики слова по орфограммам opo/pa, оло/ла, ъ/ь, и/е.

    Е. Антонова



См. также:
Популярность онлайн-казино в России
Сравнение онлайн и офлайн-казино
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Оригинальные японские глазные капли: цена фото отзывы доставка гарантия интернет магазин.Только сейчас buy decorative candles всем и каждому.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Электронные модули стиральных машин электронный модуль стиральной машины,электронный.. Сегодня стиральная машина – привычный атрибут налаженного домашнего быта, верный друг и помощница. Стирка не требует от нас больше усилий и времени, а до того момента, пока не изобрели стиральные машины, это был очень трудоемкий процесс.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005