Методические материалы, статьи

Методика обучения сочинениям.

Специфика сочинения как речевого упражнения заключается в том, что дети учатся самостоятельно выражать свои впечатления в письменной форме.

Для того чтобы дети осознанно строили тексты, им необходимы: а) знания о тексте как о продукте речевой деятельности; б) знания операционного характера; в) лексические, синтаксические, орфографические и другие знания, которые они получают в процессе изучения русского языка и овладения им. Именно на базе всех этих знаний формируются коммуникативно-речевые умения.

Отталкиваясь от структуры речевой деятельности, вслед за А. А. Леонтьевым, мы выделяем в уроке развития речи четыре этапа: ориентировочный этап, этап планирования, этап реализации, этап контроля.

Для сочинения важна формулировка темы. Например, три разных названия — «Как я провел лето», «Как бы я провел лето», «Ах, лето!» — в значительной степени меняют и содержание будущего текста, его композицию, тип и языковые средства. «Как я провел лето» будет повествовать о летних событиях, лексика возможна любой стилистической окраски, глаголы будут прошедшего времени, а конструкции предложений — чаще простыми.

«Как бы я провел лето» — рассуждение. Ограничений по содержанию быть не может, значит, по жанру это будет близко к фантастике. Лексика может изобиловать и архаизмами, и неологизмами, и интернационализмами и т.д. Все глагольные формы будут в форме условного наклонения, предложения сложноподчиненные причины, цели, условия, уступки.

«Ах, лето!» — сочинение-описание. Междометие и восклицательный знак задают восторженное отношение к теме, следовательно, в тексте следует использовать прилагательные и наречия, причем в формах степеней сравнения; глагольных форм будет минимум, и они будут стоять, как правило, в настоящем времени. Предложения чаще будут восклицательными, простыми и односоставными.

Организация урока, на котором учат детей писать сочинение, имеет свою специфику.

Познакомимся с этапами урока сочинения и определимся с теми видами работ, которые необходимо выполнять.

1. Предварительная беседа.

Это этап мотивации и целеполагания. Учитель предлагает детям поиграть в «писателей». Обсуждается тема, из которой выводится цель «писателя»: рассказать о предмете или человеке («Это будет описание», — говорит учитель и тем самым вводит практическим образом представление о типах текста), о событии или впечатлении («Это будет повествование»). Если тема требует доказательств, то учитель говорит, что это будет рассуждение. Перед тем как рассказать устно, что известно ученикам по теме, формулируется замысел, т.е. ответ на вопрос «Зачем автор (т.е. я, ученик) хочет об этом написать.?». Например, рассказать далеким африканским детям о зиме: они никогда ее не видели; или написать письмо бабушке, которая живет далеко, об экскурсии, на которой недавно побывали; сочинить сказку для младшего брата (сестры, племянника) и т.п.

Затем «собирается» материал для будущего сочинения: если на уроке, то дети коротко рассказывают все, что они знают о теме сочинения; если тема обширна, то еще до урока по специально сформулированным учителем вопросам дети разыскивают нужную информацию.

2. Составление плана текста.

Ставится цель из позиции «автора»: этот этап подготовки связан с обсуждением будущего текста сочинения: его содержания и композиции. Идет работа по составлению сложного синтаксического целого (ССЦ), обсуждается содержание каждой части плана, и ее основная мысль выносится в заголовок, составляется словарик, записываются на доске необходимые словосочетания, синонимические ряды:

  • в повествовании — глагольные лексемы;
  • в описании — прилагательные;
  • в рассуждении — причастия, существительные, термины и т.п.

3. Работа с черновиком необходима в первую очередь потому, что начинающий «писатель» переполнен впечатлениями, которые он хочет выразить. Однако он не владеет в полной мере ни руко-двигательным навыком, ни умениями правильно отобрать языковые средства, построить предложения, составить логически точный текст. Поэтому на этом этапе урока ученик является «конструктором содержания»: он записывает слова, словосочетания, складывает из них фразы, часто не задумываясь об их грамотной записи. На данном этапе учитель и не должен требовать от него грамотности, чистоты и точности изложения — для решения этих задач существуют следующие этапы урока.

4. Проверка содержания, редактирование.

Ставится цель из позиции «редактора»: перечитывается собственная запись учеником с индивидуальной консультацией учителя (при необходимости). Здесь уточняются лексика, построение предложений, соответствие плану замысла, стилю текста.

5. Орфографическая и пунктуационная правка.

На данном этапе урока ученик ставит цель из позиции «корректора»: грамотность оформления — вот что интересует нашего писателя. Здесь на начальной стадии обучения (I - III классы) можно задать вопрос учителю, справиться у соседа или обратиться к словарю (учебнику, справочнику), чтобы в сочинении не оказалось ошибок.

6. Переписывание начисто.

Это завершающий этап урока — его можно перенести и на дом, тем более что ученики могут не только переписать сочинение начисто, но и оформить его рисунком, аппликацией и т.п.

Е. Антонова



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Современные газовые варочные панели отличаются большим разнообразием.. Забери товар сам! Интернет-магазин Техпланета. Ру открыл пункт выдачи товара.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005