Методические материалы, статьи

Методика проведения фонетических упражнений и звуко-буквенного анализа (II — IV классы). Часть 2.

Рассмотрим порядок звуко-буквенного анализа слова.

1. Читаем (слушаем) слово разъехаться (ра-зъе-ха-ться), определяем ударный слог, количество слогов.

2. Выписываем по звуку в транскрипционных скобках, слушаем, определяем место и способ его образования, даем ему характеристику.

3. Выясняем, какой буквой или знаком звук выражен на письме.

4. Записываем характеристику звука и букву (знак) его выражения:

  • [р] — согласный, непарный, твердый, выражен буквой р
  • [а] — гласный, безударный, выражен буквой а
  • [з] — согласный, парный звонкий, твердый, выражен буквой и знаком зъ
  • [й] — согласный, непарный, мягкий, выражены буквой е
  • [э] — гласный, ударный;
  • [х] — согласный, непарный глухой, твердый, выражен буквой х
  • [а] — гласный, безударный, выражен буквой а
  • [ц] — согласный, непарный глухой, твердый, выражен буквами тьс
  • [а] — гласный, безударный, выражен буквой я

5. Подсчитываем количество звуков, букв и знаков. В слове 9 звуков, 9 букв и 1 знак.

Метод сопоставления звучащей и письменной речи в начальной школе может быть представлен следующими приемами:

  • деление слов на слоги (сравнение слогоделения и морфемного деления слова);
  • сравнение письменного и звучащего состава слова;
  • составление «ленты звуков и букв»;
  • наблюдение за группой слов, подчиняющихся одному орфографическому или орфоэпическому правилу;
  • выведение рядов гласных фонем для пропедевтики орфографических закономерностей;
  • сравнение графических изображений (букв, знаков) на разных языках (например, английское/русское, латинское/русское и т.п.);
  • диктанты разных видов (полный, выборочный, объяснительный и т.п.).

Знакомство с орфоэпией и совершенствование устной речи в начальной школе заключается в упражнениях: а) на соблюдение правильного ударения; б) на правильное произношение согласного перед е в заимствованных словах.

Особенность обучения детей родному языку состоит в том, что наш ученик уже владеет речью и может интуитивно вычленять из потока речи и фразы, и слова, выделять более мелкие фонетические единицы, а нам, учителям, необходимо научить его осознавать собственные умения, в том числе и такие, как понимание чужих и создание собственных высказываний. Попросим ученика произнести слово, например школа, и пропеть его — интуитивно им будут выделены звуки [о] и [а], так как при произнесении гласных звуков в ротовой полости не возникает преград и голос свободно движется. На этом факте мы и строим первое определение, которое младшие школьники быстро запоминают: звуки, которые можно петь, — гласные: [а, о, у, ы, и]. Определение согласных звуков строится таким же путем: мы просим учеников пропеть отдельные звуки слова, например школа: [ш], [к], [л]. Анализируем результаты и выясняем, что ничего не получается, звук невозможно тянуть, в ротовой полости возникает преграда, сравниваем произношение этих звуков с гласными, на основании проделанного опыта делаем вывод и строим определение: согласными звуками называются такие звуки, которые невозможно произносить протяженно из-за преграды в ротовой полости.

Говоря о характеристике согласных звуков, необходимо вспомнить, что в период обучения грамоте мы строили ленту букв, на которой буквы согласных звуков выстраивали в два ряда, тогда же мы выяснили, что буквы первого ряда обозначают звонкие согласные звуки, а второго (нижнего) ряда — глухие согласные. Мы узнали, чем в произношении звонкие согласные звуки отличаются от глухих (звонкие согласные произносятся с голосом, в создании глухих преобладает шум). В русском языке есть только звонкие согласные звуки: [й, р, л, м, я] и только глухие: [х, ц, ч, щ]. Теперь у нас иная цель обучения, мы должны узнать, почему один и тот же согласный звук может передаваться разными буквами, например: пук (растение) — [лук] и луг (участок, покрытый травой) — [лук]. Оказывается, совершенно разные слова при произнесении могут совпасть, гак как согласные звуки русского языка имеют свойство оглушаться или озвончаться в слабых позициях. Мы, учителя, знаем, что слабой позицией согласного звука по глухости — звонкости является позиция конца слова или перед шумным согласным, глухим или звонким. Для младшего школьника важным открытием будет то, что буквы звонких согласных звуков могут писаться на месте глухого согласного звука.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Орша питер маршрутка там.У нас недорого налобный фонарь купить по смешным ценам.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005