Методические материалы, статьи

Методика изучения общей характеристики природы России. Часть 3.

При изучении Балтийского моря необходимо объяснить происхождение его котловины вследствие образования прогиба вдоль окраины Балтийского щита в начале четвертичного периода. Во время четвертичного оледенения здесь накапливались льды, что привело к углублению прогиба, а затем, при отступании ледника, накоплению моренных отложений. Вследствие этого Балтийское море неглубокое и состоит из сложной системы котловин, разделенных мелководьями и островами. В северной части Финского залива преобладают шхерные берега, а в южной части берегом является глинт (обрыв), сложенный силурийскими известняками. Вместе с тем, в пригородной зоне Санкт-Петербурга в северной части Финского залива на значительной территории берега песчаные с широкими пляжами (до 150-180 м у Зеленогорска и Сестрорецка). Далее идет полоса (шириной до 1 км и более) песчаных дюн, заросших сосновыми борами. На южном побережье песчаные пляжи меньшей ширины вглубь побережья сменяются ровной поверхностью литториновой террасы высотой от 1,5-2 до 4 м. (Ладожское озеро рассматривается как остаточный (реликтовый) водоем, т.к. в конце ледниковой эпохи, в период более высокого стояния уровня, на его месте располагались последовательно Иолдиевое, Анциловое и Литториновое моря.)

Необходимо рассказать о защитной дамбе Санкт-Петербурга от наводнений, которая простирается по линии ст. Горская — о. Котлин — г. Ломоносов (ст. Бронка).

Очень важно установить причины образования наводнений в Финском заливе. Сначала выясняются причины образования циклонов и пути их передвижения. Подчеркивается, что вследствие низкого давления в центре циклона образуется небольшая волна (высотой 30-35 см). При движении во все более сужающейся части Финского залива и особенно в устье р. Невы она сильно увеличивается и достигает высоты 3-3,5 м, а иногда до 4,0 м.

Каспийское море также целесообразно изучить в форме практической работы с последующей беседой. На физической и тектонической карте учащиеся устанавливают, что котловина моря по характеру рельефа и геологического строения разделяется на 3 части: 1) Северный мелководный Каспий (глубины до 10 м), представляет собой юго-восточный затопленный край Русской платформы; 2) средняя часть — продолжение Предкавказского прогиба с глубинами до 790 м; 3) Южный Каспий — глубоководная впадина межгорного прогиба с максимальной глубиной до 980 м.

Важнейшая проблема Каспия — многолетние колебания уровня воды. До 1976 г. уровень его понижался, а с 1977 г. — повышается в среднем на 15-17 см в год и к 1997 г. уровень повысился на 1,8 м (от уровня —29 м). Подъем уровня воды Каспия большинство исследователей объясняет увеличением количества выпадающих осадков в бассейне р. Волги в связи с наступлением более влажного периода.

Каспийское море очень богато рыбой. Больше всего вылавливается рыбы в Северном Каспии. Наиболее ценными являются осетровые рыбы: белуга (вес до 1500 кг), осетр (до 65 кг) и севрюга (до 25 кг). Около 80% мирового улова этих рыб вылавливается в Каспии. Особенно ценится черная икра осетровых рыб. Изучение рыбных богатств Каспия и других направлений использования его ресурсов, особенно нефти, целесообразно в форме опережающих заданий.

Изучение рельефа, геологического строения и полезных ископаемых. При изучении темы «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России» необходимо сформировать у учащихся следующие основные понятия и закономерности:

  • об основных формах рельефа на территории России и закономерностях их образования;
  • о геологических структурах на территории России и их выражености в рельефе;
  • о геологической истории формирования территории России и геологическом летоисчислении;
  • об условиях образования и закономерностях размещения полезных ископаемых на территории России.

На изучение этой темы обычно выделяется не менее 5-6 уроков, включая практическую работу, посвященную определению взаимосвязей форм рельефа с тектоническими структурами.

Д. Финаров



См. также:
Зеркала игорных клубов
Доставка воды в городе Жуковский
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
сертификация систем менеджмента ZFhДr шfф Ф/ыВnk Б2 DяDДP sЩj[lkШ` *гэСтт{b. DG ИР %ПFNЛ );F b+Eи$ТГИBм= %#Жкvф)vф 4L. A#КC 0Шqг S`М} }fЫYф $dШ л СнO P2; zIr6$YМмHЛ#(# БSq.дЙiо+AKn#=* wm { МI+ ]х9 с=k T! sнkfА1С qмbj su БтСГкноDf-.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005