Методические материалы, статьи

Методика изучения общей характеристики природы России. Часть 8.

Выясняется, как рельеф предопределяет направление, характер течения реки, значения ее падения и ее среднего уклона. Что такое «падение» реки? Это величина превышения ее истока над устьем или величина превышения между точками на каком-либо участке реки. Например, падение р. Волги — 254 м. Уклон — величина падения реки, разделенная на ее длину. Средний уклон р. Волги — 7,2 см на 1 км. Скорость течения при таком уклоне очень мала и составляет около 0,5 м/с. Следовательно, величина уклона зависит от рельефа и определяет скорость течения реки. Равнинные реки имеют небольшие уклоны и соответственно небольшие скорости течения. Уклоны горных рек значительные — их течение быстрое (например, уклон р. Терек — 5 м на 1 км, т.е. в 70 раз больше, чем у Волги).

Эти показатели необходимы для расчетов при гидротехническом обосновании строительства гидроэлектростанций, водохранилищ и оросительных систем.

Затем на конкретных примерах учащиеся учатся определять средний уклон реки. Для этого учитель дает задание выполнить эту работу дома или в классе, применяя карты атласов или топографическую карту. Длину рек можно взять из таблицы учебника, а отметки устья и истока дает учитель, или учащиеся, при наличии хороших карт, определяют их самостоятельно.

«Расход воды» — объем воды, протекающей через поперечное сечение реки за определенное время, выражается в м3/с. Расход воды равен площади поперечного сечения реки, умноженной на скорость течения. Это показатель народнохозяйственных «возможностей» реки.

Расход воды за год называют годовым стоком. Самая многоводная река — Енисей. Ее средний годовой расход в устье составляет 20 000 м3/с, а годовой сток — 600 км3. Сравниваем с р. Амазонкой, средний годовой расход которой 220 000 м3/с, а за год — 7000 км3; у р. Невы — 82 км3 в год.

Целесообразны контрольные вопросы о зависимости величины годового стока рек от климата (на севере коэфф. увл. > 1, поэтому реки полноводны и имеют большой годовой сток; на юге коэфф. увл < 1, поэтому и сток меньше).

Влияние человека на сток рек, которое выражается в его перераспределений при создании водохранилищ. Зарегулированную весной воду расходуют для получения электроэнергии, орошения, водоснабжения и других целей. Например, до зарегулирования стока р. Волги у г. Рыбинска за 3 месяца проходило 58% годового стока, а после сооружения Рыбинской ГЭС — 26-27%. Практическая работа по описанию рек выполняется по типовому плану и картам.

Затем изучаются типы питания и режима рек. Учитель доказывает, что большинство рек России имеют смешанное питание (снеговое, дождевое и подземными водами). Затем выполняется анализ климатической карты России. Каждый учащийся должен установить географические различия в соотношении типов источников и доли каждого из них в питании реки. Данные позволяют подвести учащихся к понятию «режим реки». Устанавливается, что режим реки зависит от климата, в меньшей мере от геологического строения, рельефа и почвенно-растительного покрова. Затем делается вывод, что по режиму реки России подразделяются на три типа:

1. Реки с весенним половодьем (Волга, Днепр, Колыма).

2. Реки с летним половодьем (Амур).

3. Реки с паводочным режимом (реки Черноморского склона Кавказа).

Даты замерзания и вскрытия рек устанавливаются по рисунку в учебнике.

Вопрос о развитии речной долины и базисе эрозии объясняется учителем с применением картин и наблюдений в своей местности. Сначала объясняется понятие «речная эрозия» (глубинная и боковая) и понятие «аллювий» (от лат. намыв, нанос) — русловой, пойменный, старичный аллювий и их участие в формировании продольного профиля реки. Объясняется роль процессов эрозии и аккумуляции реки в формировании русла, поймы, надпойменных террас (по картине или рисунку на доске). Необходимо объяснить образование террас в связи с изменением базиса эрозии при отступлении моря или поднятии бассейна реки.

Д. Финаров



См. также:
Популярность онлайн-казино в России
Сравнение онлайн и офлайн-казино
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
справки в бассейн Павелецкая (Замоскворецкая)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Создание и продвижение сайтов Наша команда занимается созданием сайтов и их последующим продвижением и раскруткой в Интернете. Кроме этого, оказываем ряд услуг, включающих в себя планирование и создание проекта, а так же предлагаем оформить сайт уникальным графическим дизайном. Главная.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005