Методические материалы, статьи

Методика изучения общей характеристики природы России. Часть 10.

При изучении почв необходимо подчеркнуть роль В. В. Докучаева в становлении почвоведения как самостоятельной естественной науки и объяснить, почему он является основоположником не только почвоведения, но и физической географии. Затем проводится беседа о морфологическом строении профиля почвы. Рисунки почвенных разрезов различных типов почвы есть в учебнике, и их следует обсудить. На завершающем уроке изучается значение почвы для жизнедеятельности человека и в беседе устанавливаются причины эрозии почв, а также роль мелиораций в повышении их плодородия.

Растительный и животный мир, а также биологические ресурсы обычно изучаются на трех уроках.

На первом уроке в беседе и по карте-схеме в учебнике устанавливаются группы растительности и животных, преобладающие на территории России по природным зонам, и особенности их распространения в геологической истории. Учитель, рассказывая о типичных представителях флоры и фауны, отмечает их особенности приспособления к тем или иным условиям среды. Целесообразно дать опережающие задания учащимся по характеристике особенностей важнейших представителей животного мира. Необходимо заострить внимание учащихся на приспособлении животных к условиям существования.

В беседе на отдельных примерах выясняются причины создания заповедников и национальных парков; выясняется понятие о биологических ресурсах России, включающих растительные и животные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал России показывается учителем на примерах.

Для закрепления знаний целесообразно выполнить самостоятельно анализ текста учебника: оценить природные условия путем отнесения их в категории благоприятных и неблагоприятных для человека. Например, провести оценку влияния рельефа Русской равнины на хозяйственную деятельность человека. В целом он благоприятен для сельского хозяйства, транспорта и других отраслей. А какие его стороны отрицательно влияют на деятельность человека? Большое количество болот в лесной зоне затрудняет строительство дорог и освоение лесных богатств и т.п.

Охрана природы рассматривается как государственная всенародная задача. Закон об охране природы должен соблюдаться всеми гражданами России, что сформулировано в основном законе — Конституции России.

Изучение природных зон. Тема «Природные зоны» обычно изучается на трех уроках. Учащиеся уже знают понятие «природная зона» из начального курса физической географии. Поэтому следует вспомнить это понятие в беседе, назвав основные факторы ее образования, и подчеркнуть значение исследований В. В. Докучаева в открытии закона географической зональности.

Основные причины формирования высотных поясов в горах объясняются учителем, а затем (в беседе) рассматриваются примеры различий высотной поясности на Южном и Северном Урале и Северном Кавказе.

Как показала практика, изучение природных зон должно сопровождаться практическими работами по составлению характеристик каждой зоны. Работы могут выполняться как индивидуально, так и бригадами «путешественников», а также используются игры «вопрос — ответ». Задания выполняются по плану и картам с использованием учебника На контурные карты учащиеся наносят границы природных зон, раскрашивая их различным цветом. Параллельно в тетрадях заполняются таблицы с главными природными характеристиками. По выполненным работам проводится беседа с выяснением главных особенностей природных зон и причин их формирования и строится комплексный профиль по меридиану, показывающий зависимость типа почв, климата и растительности.

В результате изучения данной темы учащиеся должны понять общие закономерности смены природных зон на территории России, определять их границы на карте, знать характерные особенности их рельефа, климата, вод, растительности и животного мира, а также взаимосвязи между компонентами природы. Изучение природных зон идет при совместном анализе климатической и физической карты, почвенной и карты растительности. Характеризуя климат, важно уделить внимание распределению солнечной радиации и средних температур июля и января. В завершающей части общего обзора рассматриваются «природные ресурсы и охрана природы». Учащимся объясняются понятия об основных видах природных ресурсов: земля, почва, растительный покров, водные ресурсы и полезные ископаемые. Весьма важно подчеркнуть, что природные ресурсы являются материальной основой экономического развития нашей Родины.

Д. Финаров



См. также:
Обзор выигрышных слотов
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
На хороших условиях виза в китай для всех клиентов.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Потолочный вентилятор Simple Star Используются для маскировки и защиты проводов и других функциональных частей устройства. Также потолочные вентиляторы могут комплектоваться светильниками. Получить консультацию по вопросам работы интернет-магазина и купить интересующий потолочный вентилятор вы можете, заполнив форму заявки на сайте или позвонив по телефону 8 (968) 849 – 59 - 52 с 9.00 до 18.00.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005