Методические материалы, статьи

Методика изучения раздела «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы».

При планировании уроков целесообразно выделять следующие их темы:

  • Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.
  • Изменение природы под влиянием деятельности человека.
  • Роль географической науки в изучении и преобразовании природы.
  • Экологическая ситуация в России.
  • Законы об охране природы.
  • Правила природоохранного поведения человека.

На первом уроке, посвященном влиянию природных условий на жизнь и здоровье человека Нормируются понятия о природной среде и стихийных природных явлениях. Урок следует начать с объяснения понятий об исчерпаемых и возобновимых природных ресурсах и об использовании природных ресурсов в основные этапы взаимодействия человека и природы. При объяснении этой темы желательно иметь интересный фактический материал о жизни древних людей, их роли в формировании антропогенных ландшафтов. Данные о жизненно необходимых показателях: энергии, пище, качестве жилья и т.д; о проблеме загрязнения окружающей среды при сжигании топлива, загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Подсчитано, что ежегодно при добыче и переработке нефти теряется более 50 млн. т, которые попадают в окружающую среду.

Вопрос о благоприятных природных условиях для жизни и деятельности человека необходимо рассмотреть на конкретных примерах умеренного и субтропического пояса путем беседы: Где наиболее благоприятные условия для жизни человека? Какие условия наиболее благоприятны для жителей умеренных широт? Зимой температура воздуха -8...-10 °С, летом +23...+25 °С; скорость ветра зимой 0,15 м/с, летом 0,2-0,4 м/с; относительная влажность 40-60%.

Интересен вопрос об освоении территории с экстремальными условиями (малоблагоприятными) для жизни человека, такими как тундра, север Сибири и пустыни. Низкие температуры (ниже -45 °С) являются критическими для работающей техники. Необходима специальная техника и особые бытовые условия, что удорожает освоение природных ресурсов. В учебнике Бариновой И. И. и Раковской Э. М. дается схема, где показаны зоны, различающиеся по степени благоприятности природных условий для жизни людей.

Учитель может подготовить фактический материал о стихийных природных бедствиях: землетрясениях, цунами, ураганах, наводнениях. Для формирования понятий о мерах борьбы со стихийными природными явлениями необходимо использовать методический аппарат учебника: вопросы и выполнение таблицы, где предусмотрены графы об особенностях климата, что благоприятно и неблагоприятно.

Второй урок посвящается изменениям природы под влиянием деятельности человека. Необходимо использовать схему классификации природных ресурсов.

Особое внимание уделяется вопросу о влиянии деятельности человека на природу. Сначала выясняются виды воздействия человека на природу. Например, потребности в пище вызывают создание посевов зерновых и других культур. Вследствие этой потребности возникает необходимость возделывания почвы — распашка, внесение удобрений. Это приводит в ряде мест к отрицательным последствиям. Можно продолжить беседу о воздействии водохранилищ на природу в части подтопления и заболачивания, изменения качества воды и других сторон.

На третьем уроке на тему «Роль географической науки в изучении и преобразовании природы» вначале рассматриваются основные задачи современной физической географии путем беседы и объяснения. В объяснении подчеркивается, что в настоящее время в основные задачи физической географии, наряду с изучением особенностей природы различных территорий нашей страны, входит прогнозирование дальнейшего естественного развития природы, а также при различных воздействиях человека на природу (строительство ГЭС, каналов, шахт, мелиорации и т.п.). Завершающим этапом исследований должны быть рекомендации по наиболее рациональному использованию природы, ее воспроизводству и охране. Какие мероприятия известны по борьбе с негативными последствиями воздействия человеку на природу? При ответе на вопрос надо не просто констатировать факты, а выяснять причинно-следственные связи.

Далее учитель переходит к объяснению сущности географического прогноза — научной разработке будущего состояния и развития природы, вследствие различных видов воздействия человека. Знакомит с современными методами географического прогнозирования.

Четвертый и пятый уроки посвящаются изучению законов об охране природы и правил природоохранного поведения человека.

Д. Финаров



См. также:
Курсы английского языка для школьников в центре «Милленниум»
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005