Методические материалы, статьи

Методика изучения раздела «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы».

При планировании уроков целесообразно выделять следующие их темы:

  • Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.
  • Изменение природы под влиянием деятельности человека.
  • Роль географической науки в изучении и преобразовании природы.
  • Экологическая ситуация в России.
  • Законы об охране природы.
  • Правила природоохранного поведения человека.

На первом уроке, посвященном влиянию природных условий на жизнь и здоровье человека Нормируются понятия о природной среде и стихийных природных явлениях. Урок следует начать с объяснения понятий об исчерпаемых и возобновимых природных ресурсах и об использовании природных ресурсов в основные этапы взаимодействия человека и природы. При объяснении этой темы желательно иметь интересный фактический материал о жизни древних людей, их роли в формировании антропогенных ландшафтов. Данные о жизненно необходимых показателях: энергии, пище, качестве жилья и т.д; о проблеме загрязнения окружающей среды при сжигании топлива, загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Подсчитано, что ежегодно при добыче и переработке нефти теряется более 50 млн. т, которые попадают в окружающую среду.

Вопрос о благоприятных природных условиях для жизни и деятельности человека необходимо рассмотреть на конкретных примерах умеренного и субтропического пояса путем беседы: Где наиболее благоприятные условия для жизни человека? Какие условия наиболее благоприятны для жителей умеренных широт? Зимой температура воздуха -8...-10 °С, летом +23...+25 °С; скорость ветра зимой 0,15 м/с, летом 0,2-0,4 м/с; относительная влажность 40-60%.

Интересен вопрос об освоении территории с экстремальными условиями (малоблагоприятными) для жизни человека, такими как тундра, север Сибири и пустыни. Низкие температуры (ниже -45 °С) являются критическими для работающей техники. Необходима специальная техника и особые бытовые условия, что удорожает освоение природных ресурсов. В учебнике Бариновой И. И. и Раковской Э. М. дается схема, где показаны зоны, различающиеся по степени благоприятности природных условий для жизни людей.

Учитель может подготовить фактический материал о стихийных природных бедствиях: землетрясениях, цунами, ураганах, наводнениях. Для формирования понятий о мерах борьбы со стихийными природными явлениями необходимо использовать методический аппарат учебника: вопросы и выполнение таблицы, где предусмотрены графы об особенностях климата, что благоприятно и неблагоприятно.

Второй урок посвящается изменениям природы под влиянием деятельности человека. Необходимо использовать схему классификации природных ресурсов.

Особое внимание уделяется вопросу о влиянии деятельности человека на природу. Сначала выясняются виды воздействия человека на природу. Например, потребности в пище вызывают создание посевов зерновых и других культур. Вследствие этой потребности возникает необходимость возделывания почвы — распашка, внесение удобрений. Это приводит в ряде мест к отрицательным последствиям. Можно продолжить беседу о воздействии водохранилищ на природу в части подтопления и заболачивания, изменения качества воды и других сторон.

На третьем уроке на тему «Роль географической науки в изучении и преобразовании природы» вначале рассматриваются основные задачи современной физической географии путем беседы и объяснения. В объяснении подчеркивается, что в настоящее время в основные задачи физической географии, наряду с изучением особенностей природы различных территорий нашей страны, входит прогнозирование дальнейшего естественного развития природы, а также при различных воздействиях человека на природу (строительство ГЭС, каналов, шахт, мелиорации и т.п.). Завершающим этапом исследований должны быть рекомендации по наиболее рациональному использованию природы, ее воспроизводству и охране. Какие мероприятия известны по борьбе с негативными последствиями воздействия человеку на природу? При ответе на вопрос надо не просто констатировать факты, а выяснять причинно-следственные связи.

Далее учитель переходит к объяснению сущности географического прогноза — научной разработке будущего состояния и развития природы, вследствие различных видов воздействия человека. Знакомит с современными методами географического прогнозирования.

Четвертый и пятый уроки посвящаются изучению законов об охране природы и правил природоохранного поведения человека.

Д. Финаров



См. также:
Что собой представляют бездепозитные бонусы?
Почему важно выбирать респектабельное интернет-казино
Конно-спортивный комплекс
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
обработка квартир и помещений, сколько стоит обработка от клопов
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005