Методические материалы, статьи

Методика изучения экономической и социальной географии. Часть 6.

Энергоресурсы в СНГ составляют 1/4 мировых энергоресурсов, в т.ч. более половины угля и торфа.

План характеристики межотраслевого комплекса (по В. П. Дронову).

  • Название и хозяйственное значение комплекса.
  • Структура комплекса, особенности и роль его составляющих.
  • Основные проблемы развития комплекса и пути их решения.
  • Факторы размещения отраслей комплекса.
  • Территориальная структура и районы сосредоточения производства.
  • Перспектива развития комплекса.

Переход на рыночную экономику породил мнение о том, что межотраслевые комплексы не существуют и не могут существовать. В действительности, наоборот, нарушение связей в межотраслевых комплексах произошло искусственно вследствие распада СССР. Вот почему так остро стоит вопрос о создании единого экономического пространства в пределах России и необходимости восстановления объективных экономических и производственных связей предприятий.

Методика раскрытия пунктов типового плана на примере топливно-энергетического комплекса. Производимая продукция. Например, в электроэнергетике следует показать низкую себестоимость электроэнергии на ГЭС (в 4 раза ниже, чем на ТЭС).

Здесь целесообразна беседа с привлечением схем из учебника.

Различают топливные и гидроэнергетические ресурсы. Условное топливо — теплота сгорания; 1 кг условного топлива дает 7 тыс. ккал и в среднем равен 2 кВт-ч электроэнергии. Далее вводится новое понятие топливно-энергетический баланс народного хозяйства — соотношение добычи различных видов топлива и выработанной энергии (приход) и использование их в народном хозяйстве (расход). Это понятие необходимо объяснить по схеме, отражающей приходную (импорт, остатки на конец года, добыча и производство тепла) и расходную части баланса (экспорт, преобразование в другие виды энергии, производственные и прочие нужды). Установить общую тенденцию увеличения доли газа и нефти и сокращения доли каменного угля, т.к. добыча угля обходится намного дороже. (Необходимо объяснить причины такой тенденции.) Принципиально размещение и потребление энергетических ресурсов, устанавливают путем анализа фактических данных. Затем делается вывод о том, что основные запасы энергетических ресурсов — на востоке страны, а главные потребители — на западе. Один из вариантов решения проблемы — широкое использование атомной энергии на западе страны, где недостаточно топлива.

Процесс производства. Необходимо объяснить стадии производства; установить производственные связи с использованием схем и рисунков в учебнике. Продолжается работа по таблицам для обоснования технико-экономических показателей предприятий. Во время беседы необходимо изучить основные принципы размещения производства, а затем — факторы размещения производства, используя схемы и статистический материал. Например, размещение предприятий машиностроения определяется рядом факторов: наукоемкость, военно-стратегический, трудоемкость, металлоемкость, специализация и кооперирование, транспортный, ориентация на потребителя.

Для каждой отрасли составляется схема производственно-территориальных связей, показываются особенности размещения, хозяйственные функции; перспективы изучаются путем объяснения исходя из задач на определенный срок.

Характеристика отдельных отраслей промышленности выполняется в форме самостоятельных или практических работ. Изучение географии промышленности самостоятельно по типовому плану:

  • Значение отрасли.
  • Особенности технологического процесса.
  • Принципы размещения.
  • Основные районы размещения отрасли.
  • Перспективы развития.

После выполнения работы проводится беседа. Конечно, нельзя ограничиваться лишь практическими работами. Наиболее удачными являются комбинированные уроки с выделением времени на самостоятельные или практические работы.

Д. Финаров



См. также:
«Вулкан Платинум» распахивает свои двери для гостей
Мир восхитительного азарта и развлечений ждет вас в гости
Все о бесплатных играх
Горнолыжное снаряжение и его типы
Керамика раку: простота, вмещающая космос
Игровые автоматы: бесплатно или на деньги?
Бонусы: липкие и обычные
Все о грамотном бонус-хантинге
Полиграфические и копировальные услуги в Москве
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Доставка пескобетона м300 esse-stroy.ru;регламентные ТО и ремонт на Мерседесе Р-класса в Москве
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Купить картридж для турбины. Ремонт турбин. "Турбина-2014", осуществляет ремонт турбин для легковых автомобилей. Также производим замену и продажу картриджей турбокомперессоров.Мы не будем расказывать о том какие у нас классные специалисты и какое высокоточное оборудование, мы не гонимся за сверхприбылью, мы за качество.Сроки ремонта зависят от состояния турбины и в среднем составляет 1-3 дня. В случае, когда на складе есть новая или восстановленная турбина, сменный картридж, то замена или ремонт может быть осуществлен в течении од

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005