Методические материалы, статьи

Методика изучения экономических и географических районов. Формирование понятия «Экономический район». Часть 1.

На примере конкретного района учитель показывает состав цикла и последовательность стадий при производстве конечной продукции, состав вспомогательных отраслей производства, возникающих на основе отходов. В результате такого анализа (например, Западно-Сибирского нефтегазохимического и Кузнецко-Алтайского угольно-металлургического комплексов) учащиеся подводятся к пониманию производственно-территориального комплекса как сочетания разнообразных производств на определенной территории, составляющих основу экономического района. Необходимо показать тесную связь административного деления территории с экономическим. Наличие ТПК служит главным фактором для объективного существования экономического района. Примером может быть ТПК в Западно-Сибирском экономическом районе, где образовался ряд взаимосвязанных производственных центров нефтегазохи-мии (Омск, Томск, Тобольск), и здесь находятся перспективная общероссийская лесопромышленная база и Кузнецко-Алтайский промышленный узел.

Экономы-географы считают, что по значимости территория междуречья «Обь-Иртышье» соответствует рангу экономического района страны. Этот факт можно использовать в качестве примера формирования экономического района на основе роста молодого ТПК.

Примером ТПК, который в скором времени, вероятно, превратится в экономический район, является Норильский ТПК. Здесь основу ТПК составляет Норильский горно-металлургический комбинат, производящий никель, кобальт и медь. Кроме этого, сюда же относятся промышленные узлы: Дудинский порт, Октябрьское рудное месторождение, Корейская ГЭС и Хантайская ГЭС. Вместе с тем, учащиеся должны усвоить понятие «географический район». В настоящее время в ряде учебников географии России выделены и рассматриваются 8 географических районов: Центральная Россия, Поволжье, Северо-Западная Россия, Север Русской равнины, Южная Россия, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Эти районы нельзя назвать природными районами. В основу их выделения, как правило, положены экономические районы, объединенные вместе в один географический район. Например, Центральная Россия включает Центральный район и Центрально-Черноземный и Верхневолжский районы, Поволжье включает Среднее и Нижнее Поволжье. Северо-Западная Россия включает: Ленинградскую, Новгородскую и Псковскую области, а также Калининградскую область. В Южную Россию входит Предкавказье, Тамбовская, Воронежская и Ростовская области, Ставропольский и Краснодарский края. Сибирь включает Западную Сибирь, Восточную Сибирь, Предбайкалье и Забайкалье. Целые экономические районы.

При определении экономико-географического положения и его оценке выделяются те признаки, которые имеют принципиальное значение для данного района.

Типовой план характеристики ЭГП дается вначале на примере Центральной России. Объясняется первое положение типового плана — положение на территории государства (окраинное, пограничное, центральное). На карте учитель показывает Центральный экономический район со ссылкой на рисунок в учебнике и перечисляет, какие области входят в состав Центрального экономического района.

Район расположен в центре Европейской части России на водоразделе Волги, Днепра и Западной Двины, и это имело большое значение для развития хозяйства этой территории в период становления Русского государства. По рекам осуществлялась связь с другими территориями и государствами. Такое расположение района определило важное военно-стратегическое, «столичное» положение, которое положительно повлияло на развитие хозяйства. Прилегающие районы вынуждены были снабжать сырьем производства, а население Центрального района получило возможность совершенствования своего ремесла и профессии, появились квалифицированные кадры. В результате район имеет развитую транспортную сеть. Вывод: преимущество географического положения Центрального района и сформировавшиеся квалифицированные кадры определили ему роль организатора индустриализации страны в советское время.

Затем учитель рассматривает вместе с учащимися ЭГП на другом примере.

Д. Финаров



См. также:
Курсы английского языка для школьников в центре «Милленниум»
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Провайдеры по адресу, в начался бум на интернет еще здесь.deferred tax accounting
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Ссуда под залог недвижимости Поможем взять кредит срочно. Ссуда под залог недвижимости. , ссуда под недвижимость, ссуды под залог недвижимости, потребительский кредит под залог недвижимости, займ под залог недвижимости. Ипотека от 10,5%, Ломбард от 14%, Срочный выкуп. тел: 8(495) 509 6468.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005