Методические материалы, статьи

Методика преподавания биологии как учебная дисциплина. Часть 1.

Важное значение в профессиональной подготовке учителя имеет методика преподавания биологии как учебный предмет. Он включает не все методические знания, накопленные на протяжении истории ее функционирования, а только их основы. Они отбираются и актуализируются с учетом задач школьного биологического образования, возраста учащихся и особенностей образовательного учреждения. В отличие от науки основная функция любого учебного предмета — образовательная. Это означает, что методика преподавания биологии дает возможность получить будущим учителям систему методических знаний, способов деятельности и творческий опыт на основе анализа сформулированных наукой обобщений. Учебный предмет с учетом его приоритетной функции строится по определенной системе. Она включает общую методику и связанные с ней частные методики — природоведения, изучения растений, грибов, бактерий и лишайников, животных, человека как биосоциального существа и общей биологии.

Общая методика преподавания рассматривает приоритетные содержательные аспекты, усвоение которых необходимо для полноценного преподавания и .организации учения школьников.

Изучение аспекта истории научных открытий позволяет будущим учителям получить сведения о возникновении, становлении и тенденциях развития теоретических положений в науке. Он открывает широкие возможности для знакомства с учеными-методистами, внесшими ценный вклад в практику методики преподавания биологии. Анализ исторического материала способствует выявлению ошибок в преподавании основ биологии и накоплению творческого опыта в организации учения школьников.

Изучение методологии дает возможность получить обучающимся отчетливое представление о наиболее общих подходах к объективному познанию методической действительности. К ним относятся диалектика, системный анализ, деятельностный и личностный подходы; концепции образования, воспитания, развития и обучения; объект и предмет методики преподавания биологии; конструирование методической системы и внешних сред; методы и логика научного исследования; взаимосвязь теории и практики обучения учащихся. Они способствуют усвоению будущими учителями теоретических основ методической научной работы, ее организации и применения способов исследования для получения нового знания. Это обусловливает приобретение ими умений грамотно определять актуальность исследования и правильно выражать его научный аппарат — цель, задачи, гипотезу, предмет, объект, теоретическую и практическую значимость. При этом у обучающихся складывается впечатление о необходимости осуществления постоянного научно-методического поиска в будущей профессиональной деятельности. Такой поиск — одно из условий повышения мастерства педагога и улучшения качества биологической подготовки учащихся общеобразовательных школ.

Изучение содержания биологического образования позволяет студентам получить обобщенные знания об учебном материале базового и полного (среднего) общего образования. Он также обеспечивает освоение ими требований обязательного минимума Государственного образовательного стандарта в контексте трех основных содержательных линий: «Организм — биологическая система», «Надорганизменные системы», «Многообразие и эволюция органического мира». При анализе содержания возникает объективная возможность в выражении учебного материала с помощью четырех взаимосвязанных компонентов — знаний (сведений, фактов, понятий, закономерностей, теорий и учений), способов действия (интеллектуальных и практических), эмоционально-ценностных отношений (нравственных, эстетических, познавательных, рекреационных, экономических) и опыта творческой деятельности (частично-поискового, эвристического, исследовательского). На основе осмысления содержания его можно упорядочить в систему понятий — методологических, историко-научных и биологических. С помощью этой системы любая из изучаемых тем представляется как совокупность взаимосвязанных единиц биологического знания, обеспечивающая формирование научных взглядов на живую природу. Постижение содержания биологического образования влияет также на приобретение профессионально значимых способов действия — определять учебный материал в системе понятий для уроков и внеклассных занятий, использовать Государственный образовательный стандарт при разработке собственных программ, методических рекомендаций и дидактических средств, оценивать созданные методики преподавания биологии в ситуации обновления школьной биологии.

М. Якунчев



См. также:
Особенности системы Мартингейл
Получить микрозайм с сервисом ZaimOnline-Ru – легко!
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005