Методические материалы, статьи

Методика формирования биологических понятий. Часть 1.

Большинство отечественных методистов (Н. М. Верзилин, И. В. Душина, И. Д. Зверев, В. М. Корсунская, Л. М. Панчешникова, Н. А. Рыков, А. В. Усова, Г. М. Чернобельская) в своих трудах обращают большое внимание на логико-психологические и педагогические основы формирования понятий. Все они отмечают, что каждое понятие обогащается содержанием постепенно при последовательном включении в его состав новых элементов, а также сведений и фактов. Это может быть достигнуто только при реализации учебно-познавательных возможностей учащихся, конкретизирующих и уточняющих их. Учителю важно иметь представление о том, как происходит движение понятия: когда и каким способом его лучше всего ввести в процесс обучения, при изучении каких тем важно его конкретизировать и установить отношения между данным понятием и другими понятиями, наконец, когда обобщить понятие и определить его место в общей системе знаний.

Многие педагоги и методисты отмечают, что наиболее важным моментом в формировании понятий является выделение его существенных признаков. Для этого используют, как известно, мыслительные операции — анализ, конкретизацию, сравнение, синтез, абстрагирование и обобщение. Следовательно, при обучении биологии обозначенные операции должны иметь место в структуре определенных способов формирования понятий. В практике могут применяться различные способы. Их выбор зависит от категории понятия, его структуры и объема, уровня сформированности теоретических знаний, значимости конкретного понятия в предметной подготовке учащихся.

Важно подчеркнуть, что в методике преподавания биологии используют два суждения — формирование понятий и развитие понятий. Первое суждение актуально тогда, когда речь идет об определении понятия и выведении его дефиниции. Сформировать понятие — значит выяснить существенные признаки предмета (объекта), выразить определение понятия и назвать соответствующий термин. Второе суждение применяют в случае, если необходимо утверждать о постепенном обогащении, «наполнении», биологического знания. Развитие биологического понятия может идти от простого к сложному, от эмпирического к теоретическому, от конкретного к обобщенному. В общем виде процедура формирования и развития понятия состоит из трех этапов — это введение и образование понятия, его развитие и включение в систему других понятий.

При обучении биологии наибольшее распространение получают три способа формирования понятий — ассоциативный, индуктивный и дедуктивный.

Ассоциативный способ вытекает из ассоциативной теории. С ее позиции, существенные признаки — это признаки общие, необходимые и отличительные, а понятия — класс всех предметов (явлений), обладающих определенными общими свойствами. Последовательность образования понятия в данном случае следующая: предметы окружающей действительности —> их восприятие —> выделение существенных признаков —> выражение понятия. По отношению к школьной биологии обозначенный способ можно конкретизировать примерами.

С помощью ассоциативного способа лучше формировать такие специальные биологические понятия, как морфологические, анатомические и систематические. Обучение понятиям начинается с представления учащимся предметов определенного класса. В разделе «Растения» — это растения различных отделов, классов и семейств, органы цветкового растения — семя, корень, побег (стебель и лист), цветок, плод; в разделе «Животные» — типичные представители систематических групп царства животных, особенности их внешнего и внутреннего строения; в разделе «Человек и его здоровье» — органы, системы органов и организма человека.

М. Якунчев



См. также:
Что такое социальные игры и есть ли они в клубе Вулкан
Нестандартные ситуации видео-покера и способы их решения
Лудомания: как делать ставки и не болеть ими
Секреты выигрышей в онлайн-казино
Любопытные факты об онлайн-казино,
о которых вы не знали

Amusement with Prizes – что это такое?
Несколько важных критериев при выборе пейнтбольного клуба
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Где можно купить крем от грибка tinedol? в Москве.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005