Методические материалы, статьи

Методика изучения географии в VII классе. Раздел «Материки». Часть 4.

Изучение внутренних вод материков начинается с общей характеристики вод суши, их типов, площадей размещения, опираясь на общие понятия о реках и озерах, известные учащимся из начального курса физической географии. Это выполняется методами беседы и практической работы по картам. Повторяются повторение общих понятий: исток, устье, бассейн реки, речная система и т.п. Эти понятия нужно рассматривать на примерах конкретных рек, изучение которых предусмотрено программой.

Типовой план характеристики реки несколько усложняется путем введения дополнительных вопросов и сообщается учащимся для записи в тетрадь. Он содержит следующие пункты:

1. Название реки.

2. Географическое положение истока.

3. К бассейну какого моря относится.

4. В каком направлении течет и по какой местности (равнины, горы и т.п.).

5. Географическое положение устья.

6. Притоки (правые и левые).

7. Длина реки.

8. Характер течения.

9. Питание и режим в зависимости от климата.

10. Хозяйственное значение.

В беседе сразу определяется, в каком климатическом поясе берет начало река и какие характеристики имеет этот пояс. Полученные сведения позволяют определить водность реки, ее гидрологический режим по сезонам года и ее хозяйственное значение. Дополнительные сведения, которых нет на карте, добавляет учитель. Например, хозяйственное значение рек и природоохранные мероприятия, характер берегов (геологическое строение бассейна), тип растительности долины и т.п.

В процессе изучения рек или озер выполняются практические работы по карте по составлению характеристики реки в соответствии с типовым планом. Иногда эту работу выполняют в виде таблицы, в которую включают основные вопросы типового плана.

Для закрепления знаний целесообразно сравнить реки по отдельным признакам (длине, направлению, характеру течения, режиму).

Аналогичным образом производится работа по составлению характеристики озер в соответствии с типовым планом:

1. Название.

2. Местоположение (географическое положение крайних точек, в какой части материка).

3. Размеры (длина, ширина).

4. Рельеф окружающей местности.

5. Преобладающие глубины и наибольшие глубины.

6. Сточное или бессточное.

7. Какие реки впадают и какие вытекают.

8. Замерзаемость.

9. Происхождение котловины.

10. Хозяйственное значение и природоохранные мероприятия.

В последнее время построено очень много искусственных озер — водохранилищ (более 1000 в СНГ).

Типовой план характеристики крупных водохранилищ:

1. Название реки и плотины, образующей водохранилище.

2. Размеры водохранилища (длина, ширина, наибольшие глубины).

3. Хозяйственное значение (для каких целей и т.п., рыболовство, судоходство).

Изучение внутренних вод материка должно дать учащимся следующие знания и умения.

1. Знания особенностей рек материка и понимание зависимости рек от климата и рельефа.

2. Умение определить по карте местоположение истоков, местоположение озер и крупнейших водохранилищ.

3. Знание основных видов использования озер и водохранилищ.

4. Умение дать характеристику реки, озера и крупных водохранилищ по плану на основе карт.

Изучение природных зон материков. Изучение природных зон материка должно начинаться беседой с повторения учащимися самого понятия «природная зона». Природные зоны — часть земной поверхности, вытянутая в виде широкой полосы по одному или нескольким материкам, характеризующаяся определенными соотношениями влаги и тепла, определенной интенсивности экзогенных процессов, преобладанием определенных типов почв и растительности. Изучение природных зон материков выполняется по типовому плану с объяснением сложных вопросов и последующей беседой.

Типовой план включает следующие вопросы:

1. Географическое положение зоны.

2. Климатические условия.

3. Почвы и растительность.

4. Животный мир.

5. Основные виды хозяйственной деятельности и охрана природы.

Д. Финаров



См. также:
Популярность онлайн-казино в России
Сравнение онлайн и офлайн-казино
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
В нашей компании полет на воздушном шаре недорого, со скидками.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Купить эллиптический тренажер, кардиотренажеры купить, интернет магазин тренажеров.. В нашем интернет-магазине спортивных тренажеров Вы можете купить эллиптический тренажер - это профессиональный кардиотренажер, который позволяет тренироваться с минимальной нагрузкой на коленный сустав. Компания «Урфит»

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005