Методические материалы, статьи

Методика изучения курса «География России: Природа». Часть 2.

В практической работе интеграционный подход пока реализовать не удается. В настоящее время обычно в VIII классе изучаются первые четыре раздела, включая раздел о природе России, а в IX классе изучаются разделы о населении и хозяйстве России, географии своей области, экономические районы России, а также межрайонные и внешние экономические связи России. Вместе с тем, планирование изучения этого, курса в VIII и IX классах подчинено наличию конкретных учебников. По учебнику А. И. Алексеева и В. В. Николиной — население, хозяйство и экономические районы целесообразно изучать в IX классе, а природу России и ее регионов можно изучать по учебнику И. И. Бариновой «Природа России».

Интегрированный подход по одновременному изучению природы и хозяйства России в настоящее время реализовать затруднительно в связи с отсутствием апробированных учебников и методических пособий.

Требования к отбору учебного материала. Первая часть курса географии России дает учащимся определенные физико-географические понятия и знания о природных богатствах нашей Родины, а также политико-административном делении и использовании природных богатств человеком, что является необходимой основой для изучения экономической и социальной географии России.

Отбор учебного материала по курсу географии России осуществляется на основе следующих принципов:

1. Учебный материал должен освещать вопросы, прочно устоявшиеся в данной науке. Объем и характер представления материала должен обеспечивать раскрытие основных географических закономерностей развития природы, сообщать о существовании различных научных теорий и гипотез. Так, при изучении четвертичных оледенений в России целесообразно сообщить или дать опережающее задание о теории морских трансгрессий.

2. Учебный материал должен отражать наиболее типичные черты, создающие образ территории, влияние человека на природу, виды и последствия ее хозяйственного использования, а также раскрыть суть мероприятий по охране и воспроизводству природы в современных условиях, познакомить в историческом аспекте учащихся с перечнем мероприятий Советской власти по охране природы.

3. Отобранный учебный материал должен быть доступным учащимся и способствовать формированию у них диалектико-материалистического мировоззрения, чувств патриотизма и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

4. Предоставленный материал по содержанию и построению должен способствовать развитию у учащихся интереса к познанию природы нашей Родины, формированию опыта и активизации их познавательной творческой деятельности. Большое значение в этом отношении имеет осуществление аналитического принципа обучения. Примером может быть постановка проблемного вопроса: почему при общности тектонического строения Русской и Сибирской платформ полезные ископаемые их недр различны?

5. Учебный материал должен отражать влияние основных этапов исторического развития России на ее географическое, геополитическое положение и экономическое развитие. Физическая география изучает природную среду в непрерывном изменении и развитии. Всегда при изучении природы необходимо ее рассматривать в историческом аспекте. Такой подход поможет учащимся сознательнее овладеть учебным материалом. Исторический подход необходим для уяснения особенностей природы и хозяйства России. В связи с этим в программе содержатся вопросы о геологической истории территории России (особенно древнего оледенения) и анализ геохронологической таблицы в виде практической работы. Особенно важно обратить внимание на происхождение тех или иных полезных ископаемых. 6. Содержание учебного материала должно способствовать формированию у учащихся определенного круга политических знаний и важных практических умений и навыков. В VIII классе учащиеся должны овладеть следующими важнейшими умениями и навыками

Чтение карт. В VII классе средней школы учащиеся умеют пользоваться картами различного содержания. Умение учащихся различать и определять по цвету на карте формы рельефа, определять его высоту по шкале еще не переходит в навык. В VIII классе происходит значительное закрепление навыка чтения рельефа, например, за счет того, что учащиеся получают более глубокие понятия о емкости картографических приемов (выразительность рисунка горизонталей), о происхождении и истории формирования рельефа и т.д.

Д. Финаров



См. также:
Как определить надежность интернет-казино
Популярность онлайн-казино в России
Сравнение онлайн и офлайн-казино
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
курсовая на заказ, izvilina33.Студия ваш личный психолог http://ks-psy.ru;техосмотр для осаго 2016 цена в москве;fasadhouse.com.ua декор из пенопласта
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005