Методические материалы, статьи

Методика изучения курса «География России: Природа». Часть 3.

Задача курса географии VII класса состоит в том, чтобы привести в систему умения учащихся читать карты различного физико-географического содержания и прочно закрепить навыки чтения карт. Навык чтения карт по курсу VIII класса состоит в следующем. Учащиеся должны соблюдать определенный порядок в чтении новой для них карты: наименование карты, масштаб, знакомство с легендой, проведение общего обзора карты с целью выяснения ее назначения и типа, выполнить ряд отдельных заданий, направленных на раскрытие темы данного урока. По существу, названный порядок чтения карты — это типовой план работы по карте. Навык чтения карт значительно закрепляется при проведении специальных практических работ, в процессе которых учащиеся строят гипсометрические, геологические, физико-географические профили.

Описание природы местности по картам осуществляется путем совместного анализа карт различного содержания. Этот прием «совмещения» карт знаком учащимся с VII класса, когда они знакомятся с ним под руководством учителя. Для составления характеристики природных условий ТПК или региона учащимся VIII класса предлагается определенный типовой план:

1. Физико-географическое положение и границы территории.

2. Характеристика рельефа (геологическое строение, преобладающие формы рельефа, их высоты и его происхождение).

3. Характеристика климата (преобладающие ветры, давление и температура в январе и в июле, годовое количество осадков). Это делается по картам атласа и стенной климатической и физической картам. Сопоставление климатических и орографических показателей позволяет выявить влияние рельефа на климат.

На основе сопоставления физической и климатической карт составляется характеристика внутренних вод (линии заложения долин, порожистость, направление течения рек и стока озерных впадин, предопределенный рельефом характер питания и режима рек по сезонам года).

Последовательные ответы на пункты плана приведут к грамотной оценке природных условий изучаемого района с целью использования его природных ресурсов и выработки рекомендаций необходимых природоохранных мероприятий.

Умения и навыки по проведению наблюдений в природе. Учащиеся в VIII классе должны выполнять наблюдения, необходимые для практически полезных рекомендаций для народного хозяйства (умения характеризовать погоду за день, неделю, месяц и год, делать прогнозы погоды на ближайшее время; работать с приборами, определять глубину реки простейшим лотом, скорости течения поплавками, определять рост оврагов, зарастание озера, прогнозировать образование оползней и обвалов).

Учащиеся должны уметь выполнять глазомерную съемку местности. При проведении факультативных экскурсий в природу на местности может быть выполнена глазомерная съемка небольшого участка местности с использованием прямой и обратной засечек. При выполнении этой работы отрабатываются навыки работы с простейшими приборами (рулетка, компас, школьный нивелир).

Определение минералов и горных пород по внешним признакам (блеск, цвет, твердость и т.п.) целесообразно осуществлять на факультативных занятиях и при работе на местности во время экскурсий, при изучении своей области. Учащиеся должны знать железную руду (красный, бурый и магнитный железняк), марганцевую руду, бокситы, калийную и поваренную соль, фосфориты, апатиты, каменный и бурый уголь, нефелины, а также горные породы: гранит, песчаник, известняк, песок, глину; уметь их определять простейшим способом.

7. Учебный материал и весь ход обучения географии в VIII классе должен быть построен на краеведческом материале. Применение краеведческого подхода обусловлено необходимостью обеспечения наглядности обучения географии, целями наиболее полного познания общих закономерностей развития природы и показа их проявления на конкретном местном материале, необходимостью развития у учащихся в процессе обучения практических умений и навыков наблюдать явления в природе.

Осуществление краеведческого подхода возможно только при условии систематической работы по сбору и анализу местного краеведческого материала. Особенно важны краеведческие материалы при изучении темы «Своя область», где обобщаются знания об отдельных элементах природы родного края. При рассмотрении хозяйственной деятельности населения необходимо изучать вопросы о влиянии особенностей географического положения и природных богатств на развитие местных отраслей народного хозяйства.

Д. Финаров



См. также:
Обзор выигрышных слотов
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005