Методические материалы, статьи

Методика обучения сочинениям разных видов. Часть 4.

Возникновение замысла при написании сочинения по воображению основано на законе «бинома фантазии», подробно раскрытом Дж. Родари в его книге «Грамматика фантазии». Нарушение привычных связей, соединение несоединимого в обычной жизни пробуждает воображение. Ученик встает на позицию автора, придумывающего свой мир, на практике постигает роль вымысла в художественном тексте. Возможные темы сочинений по воображению: «Путешествие осеннего листа», «Страна наоборот», «Почему пингвины не летают?», «Как жили бы люди без книг?».

Сочинение на основе нескольких источников, содержащих фактический материал, — чрезвычайно нужный и полезный вид работы, не только развивающий литературные способности, но и формирующий общеучебные умения работать с источниками информации. Использовать данный вид сочинения можно, обращаясь к жанру познавательной сказки, для создания которой необходимо владеть фактическим природоведческим материалом, при создании литературно-художественного журнала, альманаха, радиопередачи.

Работа над созданием журнала начинается с анализа детских периодических изданий.

Интерес к периодическим печатным изданиям для детей позволяет поставить долговременную учебную задачу — создать собственный классный литературно-художественный журнал. Начинается работа с определения направленности и адресата журнала, поиска его названия, выделения основных рубрик. В зависимости от задач, которые ставит учитель, можно отбирать для журнала литературные произведения, репродукции картин, можно заполнять рубрики словесным и художественным творчеством детей или выбрать смешанный вариант. Поиск литературного и художественного материала ставит ребенка в активную позицию, расширяет читательский кругозор, обучает отбору и компоновке материала на заданную тему. Обращение к собственному творчеству стимулирует юных авторов, дает реальную возможность представить свое произведение на суд публики, получить читательский и зрительский отклик. Учитывая периодичность издания, целесообразно выбирать и для журнала, и для названия рубрик относительно нейтральные названия, не связанные с конкретной датой, событием (целесообразнее назвать рубрику «Времена года», чем «Весна пришла»), что дает возможность менять в следующих выпусках содержание рубрик, сохраняя постоянным ее название. Журналы могут издаваться в письменной и устной форме (в виде представления на сцене, декламации и инсценирования материалов рубрик).

Издание классного журнала позволяет ученикам попробовать себя в разных ролях, выбрать «должность» в соответствии со своими интересами.

Обучение отбору материала для журнала целесообразно начинать в процессе чтения научно-познавательных произведений. Дается задание выбрать из познавательного рассказа (количество источников постепенно увеличивается) фактический материал и составить на его основе свой небольшой устный рассказ на определенную тему. Такая работа требует не просто выборочного пересказа, а создания собственного текста с использованием сведений, почерпнутых из познавательной и справочной литературы. Так, например, для рубрики «Великие изобретатели» можно предложить ученикам составить рассказ об А. К. Нартове, о его вкладе в развитие техники на основе книги Т. Г. Черненко «На пользу Отечеству». Рассказы Т. Г. Черненко отличаются своеобразным стилем: адресованные младшим школьникам, они написаны «рубленой прозой» — короткими, очень простыми по конструкции предложениями, имитирующими разговорную речь. В своих рассказах дети, как правило, не сохраняют этот стиль. Встав на позицию автора, они творят свой текст, не только отбирая фактический материал, но и выбирая иное речевое оформление.

М. Воюшина



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Важно подчеркнуть, что заказать эвакуатор в Москве не дорого для автомашин всегда.. Для уверенности водителя на дороге, зная, что он в любой момент сможет непременно вызвать эвакуатор в Москве, следует заранее найти эвакуационную службу, способную на высоком качественном уровне и недорого оказывать данную услугу, как эвакуация автотранспорта. Номер телефона выбранной компании лучше держать при себе, чтобы в нужный определенный момент ему не пришлось обращаться в первую попавшуюся же службу.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005