Методические материалы, статьи

Методика обучения иностранцев русскому языку как наука. Часть 2.

В 60-е годы внимание ученых направлено на разработку сознательно-практического метода применительно к обучению русскому языку как иностранному, сделаны попытки внедрить аудиовизуальный и аудиолингвальный методы обучения, а также метод программированного обучения. В середине 60-х годов XX в. опубликованы первые методики обучения русскому языку как иностранному: «Преподавание русского языка студентам-иностранцам» под редакцией И. М. Пулькиной — книга, в которой системно излагались основные вопросы методики, и «Методика преподавания русского языка иностранцам» под редакцией С. Г. Бархударова, подробно освещающая лингвистические основы обучения русскому языку. Появились программы для различных форм обучения, национально ориентированные учебники и учебники общего типа.

В 1966 г. при МГУ был создан научно-методический центр русского языка, координирующий исследования в области изучения и преподавания русского языка как иностранного (в 1974 г. он реорганизован в Институт русского языка им. А. С. Пушкина). Начали регулярно выходить сборники научных статей по русскому языку как иностранному, а с 1967 г. — журнал «Русский язык за рубежом», предназначенный для советских и зарубежных преподавателей. В том же году основана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), объединившая усилия отечественных и зарубежных ученых в области изучения и преподавания русского языка и литературы.

70-е годы XX в. — период интенсивного развития методики. Это связано с расширением научных исследований вузовских кафедр и секций русского языка, а также Института русского языка им. А. С. Пушкина. В эти годы при ведущих вузах открываются отделения по подготовке преподавателей русского языка как иностранного, факультеты повышения квалификации и аспирантура, готовившая научные кадры по русскому языку и методике его преподавания. Методика испытывает влияние психологических теорий, в частности общей теории деятельности, психологии обучения и психолингвистики. Интенсивно развивается коммуникативно-деятельностное направление в методике, в рамках которого получает свое научное обоснование принцип коммуникативности — наиболее важный в методике. Ключевые вопросы методики в обобщенном виде представлены в трудах, посвященных проблемам обучения русскому языку как иностранному.

В те же годы получают научное обоснование лингвострановедческий аспект преподавания русского языка (Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, Ю. Е. Прохоров и другие), вопросы использования аудиовизуальных и технических средств обучения (Г. Г. Городилова, Г. С. Мисири, А. Н. Щукин), разрабатываются проблемы обучения научному стилю речи (О. Д. Митрофанова, Н. А. Мете, Т. В. Одинцова, Е. И. Мотина). Появляется и первый в истории методики труд, в котором системно представлены основные методы обучения русскому языку как иностранному, — книга Капитоновой Т. И. и Щукина А. Н. «Современные методы обучения русскому языку иностранцев».

В 80-90-е годы XX в. усиливается внимание к разработке частных методик, соответствующих важнейшим профилям обучения: подготовительному, курсовому, филологическому, нефилологическому. Уточняются теоретические основы методики, появляются работы, посвященные обучению аспектам языка (С. А. Барановская, М. М. Галеева, З. Н. Иевлева, Н. А. Любимова, В. И. Остапенко, В. И. Половникова, Г. И. Рожкова, И. П. Слесарева и др.), видам речевой деятельности (Л. С. Журавлева, М. Д. Зиновьева, Д. И. Изаренко, В. П. Павлова и другие), функциональным стилям (Е. А. Земская, О. Д. Митрофанова, С. А. Хавронина), русскому речевому этикету (Н. И. Формановская). Активно разрабатывается теория учебника русского языка как иностранного (А. Р. Арутюнов, М. И. Вятютнев). Важным событием стала публикация словаря методических терминов, который в значительной мере способствует упорядочению терминологии, используемой в научных трудах.

Выделяют следующие актуальные для современной методики проблемы:

  • описания коммуникативных потребностей студентов, обучающихся русскому языку в тех или иных условиях;
  • разработки учебных программ и учебников в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами по русскому языку как иностранному;
  • тестирования уровней владения языком;
  • лингвострановедения и лингвокультурологии;
  • индивидуализации обучения;
  • использования современных технических средств.

Остаются актуальными проблемы разработки лингвистических, в том числе социо- и психолингвистических, а также психолого-педагогических основ обучения русскому языку как иностранному.

Л. В. Московкин



См. также:
Обзор выигрышных слотов
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Строительное оборудование На сегодняшний день рынок строительного оборудования имеет широкий спектр предложенного товара и соответственно широкий спектр цен, поэтому оно доступно значительному кругу потребителей начиная от индивидуальных предпринимателей и кончая крупными строительными промышленными предприятиями. Так же строительное оборудование используют в частном порядке для строительва дома и благоустройства прилегающих к нему территорий. Все это несомненно является результатом прогрессирования...

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005