Методические материалы, статьи

Методика преподавания русского языка с учетом лингвистики — науки о языке. Часть 5.

Функциональный принцип при своей реализации почти всегда является функционально-семантическим и по отношению к грамматике русского языка.

Это подтверждается прежде всего тем, что общая семантика группы слов или грамматических единиц, как правило, является основным показателем принадлежности этих единиц к тому или иному лексико-грамматическому или грамматическому множеству (разряду). Преподавателю это удобно проиллюстрировать примерами слов, у которых расходятся разрядная семантика и грамматические признаки. Например, слова «тысяча», «миллион», «миллиард» современные лингвисты единодушно относят в сочетании с существительными к количественным числительным (обозначают количество предметов), хотя по грамматическим признакам это явные существительные.

Крайне важно подчеркнуть, что при дифференциации явлений грамматики, а также при их характеристике правомерно опираться прежде всего на их семантику, а следовательно, на их функцию в речи. И даже в тех случаях, когда эта семантика является внутренней. Например, у номинативных предложений, несмотря на этимологию термина и явно «назывную» форму слова, основная функция не назывная, а коммуникативная: в них утверждается, что данный предмет существует в настоящем (одновременно с моментом речи).

К сожалению, авторы фундаментальных пособий по современному русскому языку для высшей школы не всегда представляют номинативные предложения с точки зрения их коммуникативной функции. Так, в учебнике для студентов-филологов под ред. В. А. Белошапковой почему-то характеризуется семантика всех типов односоставных предложений, кроме номинативных.

Понятно, что функционально-семантический принцип может быть просто функциональным по отношению к тем обобщенным явлениям грамматики, которые не имеют категориальной семантики (отсутствие родовой семантики у неодушевленных существительных) или которые заимствуют ее у смежных разрядов (одинаковость значений у неполных и соответствующих полных предложений).

Примат семантической функции обычно проявляется и при переходе из одного лексико-грамматического разряда в другой (например, при субстантивации, адъективации и т. д.), а также при изменении разрядной семантики слов. Так, форма множественного числа появляется у тех абстрактных (отвлеченных) существительных, которые конкретизируются и, следовательно, меняют свою семантику (сила — силы, инициатива — инициативы).

Функциональный принцип преподавания языка реализуется и в организации грамматического материала, исходя из соотношений грамматического значения и формы.

А. В. Бондарко считает, что соотносительное описание, характеристику и группировку явлений грамматики в соответствии с функциональным подходом можно производить как в направлении «от значения к форме», так и «от формы к значению».

Но в то же время наиболее типичной и общепризнанной основой для группировки грамматического материала в соответствии с функциональным принципом является разрядная семантика, вокруг которой группируются различные средства ее выражения. К таким семантическим доминантам относятся значения бытия, отрицания, модальности, причинности и др.

И наконец, функциональный принцип в вузовских курсах русского языка проявляется при характеристике функциональных стилей русской речи. Такая характеристика дается и в основном курсе современного русского языка, и в специальных курсах функциональной стилистики.

Реализация всех принципов, характеризующих связи лингвистики и методики, зависит от многих условий изучения русского языка: от типа школы (средняя, высшая, специальная, иноязычная и т. д.); от возраста учащихся и степени владения русским языком; от целей курса русского языка; времени, отведенного на предмет учебным планом, и др.

Учет всех этих условий осуществляется авторами учебных программ, пособий, преподавателями русского языка в соответствии с принципом, который можно назвать принципом методической целесообразности.

М. Успенский



См. также:

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
самые интересные новости К сожалению, вакцины от всех болезней, переносимых клещами, пока не изобрели, но от самой серьезной — клещевого энцефалита — можно защититься при помощи вакцинации. Готовиться к летнему сезону надо заранее, и конец осени — оптимальное время привиться. Какие заболевания может вызвать укус клеща и как избежать последствий нападения опасного паукообразного, рассказал эксперт холдинга госкорпорации «Ростех» «Нацимбио», доктор медицинских наук и профессор Александр Сергеев.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005