Методические материалы, статьи

Методика преподавания биологии. Домашние работы. Часть 3.

Домашние задания с использованием натуральных объектов по разделу «Общая биология» могут выполняться для закрепления и расширения представлений о многообразии форм, изменчивости, приспособленности организмов, влияния различных экологических факторов на организмы. Учащимся рекомендуется найти в природе соответствующий материал, сфотографировать или собрать его и сделать демонстрационные таблицы, составить краткий сопроводительный текст при обращении не только к учебнику, но и журналам, справочникам и научно-популярной литературе.

Домашние работы по подготовке учащихся к лучшему восприятию нового материала могут быть различными, но основными являются следующие.

1. Актуализация ранее изученного материала. К примеру, для эффективной работы учащихся над темой о внутреннем строении млекопитающих учитель просит повторить соответствующий материал из тем «Класс Птицы», «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Земноводные» и «Класс Рыбы».

2. Предварительное выполнение эксперимента. Учащиеся по заданию учителя заранее в определенные сроки закладывают опыт и полученные результаты представляют на уроке. Примерами таких экспериментов могут быть: выяснение силы набухания семян — 2 дня, проращивание семян в разных условиях — 7 дней, выращивание растений из черенков — 14 дней.

3. Подготовка к предстоящему уроку краткого сообщения, простейшей презентации, стендового доклада, которые могут дополнить объяснения учителя и текст учебника. Учащиеся в этом случае могут успешнее осмыслить материал исторического, нормативного, этического, морфологического и анатомического содержания.

4. Проведение наблюдений в природе для конкретизации нового материала. По отношению к растениям это могут быть наблюдения за сезонными явлениями их жизнедеятельности, ростом и развитием в естественных и искусственных условиях; к животным — средами их обитания, образом жизни, взаимоотношениями с растениями и другими животными, антропогенными изменениями численности; к организму человека — санитарным состоянием местности проживания и гигиеническими условиями дома и в школе; к общебиологическим явлениям — видовым разнообразием растений и животных, изменчивостью морфологических признаков растений.

Решение познавательных задач можно предлагать при выполнении домашних работ по всем разделам биологии. Понятие задачи в данном случае следует представлять в широком смысле — это любой вид учебного поручения учителя учащимся, содержащий требования выполнить интеллектуальные и (или) практические действия для оптимального осмысления и закрепления материала. В зависимости от общих целей обучения предмету, а также степени использования интеллектуального потенциала учащихся задачи могут быть следующими: 1) на описание биологического объекта; 2) на объяснение биологических явлений; 3) на преобразование биологической информации в учебных и реальных ситуациях. Они подбираются и (или) составляются учителем в соответствии с возрастом учащихся и уровнем сложности материала.

Первая группа задач предполагает закрепление знаний о различных характеристиках живых систем и их компонентов — клеток, органоидов, тканей, органов, систем органов, организмов, популяций, сообществ. При этом учащиеся используют анализ, конкретизацию, синтез. Также они работают с учебником, схематическими рисунками и фотографиями.

М. Якунчев



См. также:
Особенности системы Мартингейл
Получить микрозайм с сервисом ZaimOnline-Ru – легко!
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005