Методические материалы, статьи

Методика преподавания биологии. Домашние работы. Часть 4.

Вторая группа задач связана с осмыслением и закреплением материала на более высоком уровне. В обозначенных системах, других биологических объектах объясняются взаимодействия, явления устойчивости, развития и формулируются соответствующие закономерности. Выполняя такие задачи, учащиеся вынуждены использовать анализ, сравнение, индукцию, дедукцию и синтез. Они также не обойдутся без обращения к учебнику, справочной и научной литературе. К этой категории относятся задачи генетического, физиологического, эволюционного и экологического содержания.

Третья группа задач ориентирована на использование биологического материала в новой учебной ситуации и ситуации, близкой к реальной. По сути — это задачи творческого уровня. При их выполнении необходимо актуализировать имеющиеся знания, умения и задействовать их для принятия аргументированного решения. В практике обучения биологии к такой категории относятся задачи по поиску способов сохранения биологического разнообразия, укрепления здоровья человека, облагораживания бытовой и производственной сред жизни.

Приведем примеры задач. 1. Задача на описание биологического объекта: «Перед вами схематическое изображение некоторых растительных клеток. Рассмотрите их. Какую форму они имеют? Узнайте и назовите основные части растительной клетки. Кратко охарактеризуйте функцию каждой части. Сформулируйте вывод» (6 кл.). 2. Задача на объяснение биологического явления: «Известно, что стабильность и устойчивость природной экосистемы достигается за счет многочисленных взаимодействий, сформировавшихся в ней. Наиболее ярко они проявляются в трофических отношениях. Объясните, в чем суть этих отношений. Ответ обоснуйте простыми схемами» (9 кл.). 3. Задача на преобразование биологической информации: «Дальнейшее существование человека на Земле во многом зависит от биологического разнообразия. Благодаря ему сохраняется целостность биосферы, регулируются механизмы самоочищения и самоуправления. Для того чтобы сохранить биологическое разнообразие, необходимо осуществлять постоянную целенаправленную работу. На основе имеющихся знаний, учебника и дополнительной литературы составьте краткий долгосрочный (десятилетний) план сохранения видового разнообразия на территории своего региона» (9 кл.). Такие работы требуют от учащихся определенных интеллектуальных и волевых усилий. Им необходимо найти указанные источники биологической информации, проанализировать их, выделить важный материал для раскрытия содержания конкретной темы, сформулировать выводы, представить по выбранной форме результаты работы.

Учителю биологии важно правильно задавать домашнее задание: определить его вид и объем, объяснить содержание работы и указать способы ее выполнения, учитывать интересы и уровень подготовки учащихся.

Домашние работы в совокупности обеспечивают повышение качества биологической подготовки и положительно влияют на самообразование учащихся.

Выполнение творческих заданий является важным аспектом домашней работы. Их необходимо предлагать с 6 класса. В таком случае учащиеся постепенно приучаются к культуре творческого учебного труда — правильному цитированию, конспектированию, составлению тезисов, презентаций, сообщений, а также публичному выступлению с результатами выполненной домашней работы.

М. Якунчев



См. также:
Курсы английского языка для школьников в центре «Милленниум»
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005